"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Универсальный дидактический материал
Игровые упражнения для подготовки воспитанников дошкольных организаций к школе
Педагогам всегда хочется иметь дидактический материал, который можно будет использовать и на математических занятиях, и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по обучению грамоте, да ещё чтобы был широкий возрастной диапазон
Сегодня попробуем решить все эти задачи при помощи Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. И это возможно, благодаря неиссякаемой фантазии педагогов и отличной методической базе разработчиков данных игр. Предлагаем вам лишь несколько игр для самых маленьких, вы можете придумать и другие, исходя из поставленных задач и возраста воспитанников.
Цель: учить детей классифицировать предметы, различающиеся только одним или несколькими признаками.
Ход: перед ребёнком раскладываются блоки/ палочки и предлагается классифицировать их по заданию взрослого. Например, детям предлагается выбрать все высокие цилиндры, все низкие, все большие, все маленькие. Выбрать и отложить в сторону самые длинные палочки, все самые короткие.
«Чёт-нечет»
Цель: научить детей определять чётное или нечётное число на практике.
Ход: взрослый называет любое число от 0 до 20. Ребёнок отсчитывает себе нужное количество блоков/палочек, затем берёт по 2 блока в руки (в каждую руку по одному блоку) и раскладывает в две линии сверху – вниз. Если последних фигур осталось две, значит число чётное, если – одна, значит нечётное.
«Найди по описанию»
Цель: учить детей выполнять пространственные инструкции на слух.
Ход: взрослый берёт 5 карточек на которых изображены различные блоки и переворачивает их рубашками вниз, ребёнок вытягивает одну, и не подглядывая, отдаёт её взрослому. Взрослый, не показывая карточку, описывает предмет на ней изображённый и предлагает ребёнку найти его среди остальных. После окончания выполнения задания результат ребёнка сравнивают с карточкой.
«Выложи и посчитай»
Цель: учить порядковому счёту
Ход: взрослый называет по порядку палочки и просит ребёнка выложить их от самой короткой до самой длинной и потом назвать их, указывая цвета.
«Гусеница»
Цель: развитие памяти.
Ход: взрослый называет пять-семь фигур разные по цвету и величине, ребёнку нужно их запомнить и выложить в нужной последовательности друг за другом. Если возникают трудности, начинать можно с меньшего количества.
Цель: учить звуковому анализу, делению слов на слоги.
Ход: взрослый называет односложные и двусложные слова, а ребёнок из цилиндров собирает их схему. Важно, называть слова только с твёрдыми согласными звуками (мак, луна, крот). Как только ребёнок хорошо усвоил звуковой разбор слова, можно переходить к делению на слоги, между цилиндрами делается расстояние, если это необходимо. Ударение обозначается, заменяя маленький цилиндр ударного звука на большой.
«Поезд из слов» (счётные палочки Кюизенера)
Цель: учить детей составлять схемы предложений.
Ход: взрослый называет предложение, вместе с ребёнком считают количество слов, подбирают палочки нужной длины, например: я иду гулять (я – короткая, иду – средняя, гулять – длинная), и выкладывают в определённой последовательности. Усложнение: взрослый выкладывает схему, ребёнок должен придумать предложение.
Педагогам всегда хочется иметь дидактический материал, который можно будет использовать и на математических занятиях, и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по обучению грамоте, да ещё чтобы был широкий возрастной диапазон
Сегодня попробуем решить все эти задачи при помощи Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. И это возможно, благодаря неиссякаемой фантазии педагогов и отличной методической базе разработчиков данных игр. Предлагаем вам лишь несколько игр для самых маленьких, вы можете придумать и другие, исходя из поставленных задач и возраста воспитанников.
Математические упражнения
«Большое-маленькое»Цель: учить детей классифицировать предметы, различающиеся только одним или несколькими признаками.
Ход: перед ребёнком раскладываются блоки/ палочки и предлагается классифицировать их по заданию взрослого. Например, детям предлагается выбрать все высокие цилиндры, все низкие, все большие, все маленькие. Выбрать и отложить в сторону самые длинные палочки, все самые короткие.
«Чёт-нечет»
Цель: научить детей определять чётное или нечётное число на практике.
Ход: взрослый называет любое число от 0 до 20. Ребёнок отсчитывает себе нужное количество блоков/палочек, затем берёт по 2 блока в руки (в каждую руку по одному блоку) и раскладывает в две линии сверху – вниз. Если последних фигур осталось две, значит число чётное, если – одна, значит нечётное.
«Найди по описанию»
Цель: учить детей выполнять пространственные инструкции на слух.
Ход: взрослый берёт 5 карточек на которых изображены различные блоки и переворачивает их рубашками вниз, ребёнок вытягивает одну, и не подглядывая, отдаёт её взрослому. Взрослый, не показывая карточку, описывает предмет на ней изображённый и предлагает ребёнку найти его среди остальных. После окончания выполнения задания результат ребёнка сравнивают с карточкой.
«Выложи и посчитай»
Цель: учить порядковому счёту
Ход: взрослый называет по порядку палочки и просит ребёнка выложить их от самой короткой до самой длинной и потом назвать их, указывая цвета.
«Гусеница»
Цель: развитие памяти.
Ход: взрослый называет пять-семь фигур разные по цвету и величине, ребёнку нужно их запомнить и выложить в нужной последовательности друг за другом. Если возникают трудности, начинать можно с меньшего количества.
Обучение грамоте
«Разбери словечко» (маленькие и большие цилиндры красного и синего цветов блоков Дьенеша.)Цель: учить звуковому анализу, делению слов на слоги.
Ход: взрослый называет односложные и двусложные слова, а ребёнок из цилиндров собирает их схему. Важно, называть слова только с твёрдыми согласными звуками (мак, луна, крот). Как только ребёнок хорошо усвоил звуковой разбор слова, можно переходить к делению на слоги, между цилиндрами делается расстояние, если это необходимо. Ударение обозначается, заменяя маленький цилиндр ударного звука на большой.
«Поезд из слов» (счётные палочки Кюизенера)
Цель: учить детей составлять схемы предложений.
Ход: взрослый называет предложение, вместе с ребёнком считают количество слов, подбирают палочки нужной длины, например: я иду гулять (я – короткая, иду – средняя, гулять – длинная), и выкладывают в определённой последовательности. Усложнение: взрослый выкладывает схему, ребёнок должен придумать предложение.
Рекомендуем почитать
- Летние радости и наслаждения
- Увлекательная география с обучающим глобусом Vtech
- Питомцы Pixie Belles
- Неокуб — у всех на устах!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку