"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Музыка и речь
Продолжая тему музыкальных игр, поднятых в номере №5-2016 года, хотелось бы поделиться следующими авторскими играми музыкальной направленности, с помощью которых трудные логопедические занятия оживляются и приобретают творческий, яркий характер, отличный от привычных «рутинных» занятий.
Маракасы
Первая игра или, точнее, серия игр с маракасами, связана с особенностями работы логопеда в массовом детском саду. На индивидуальных занятиях, в первую очередь, исправляются отклонения в развитии звуковой стороны речи, отрабатываются нарушения звукопроизношения и формируются фонематические процессы. Работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени по одной весомой причине: возникающие трудности при обучении навыку письма и чтения чаще всего связаны с низким уровнем развития фонематического слуха. Письмо и чтение, как известно, отвечают за оптимальное протекание любого процесса обучения, за приём и передачу информации – самое важное в жизни человека.Манипулируя маракасами, ребёнок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию, сравнивает его с другими звуками. Кроме того, развивается умение менять высоту голоса, длительный речевой выдох. Таким образом, маракасы могут выполнять одновременно две функции: развивать неречевой слух и ритм и формировать на этой основе фонематические процессы. Ниже приведён пример игр и заданий.
Работа над темпо-ритмической стороной речи на речевом материале
1. Барабан (по М.Ф. Фомичёвой): я хлопну один раз, ты произнесёшь слог [ды] два раза; я хлопну два раза, а ты произнесёшь слог [ды] один раз.
2. Аналогичное упражнение с маракасами (вместо хлопков логопед отстукивает по парте или трясёт маракасом 1 или 2 раза).
3. Цепочки слогов (используется отрабатываемый звук, к примеру, звук [л]):
ал – ал – АЛ (последний слог ударный);
ал – АЛ – ал (средний ударный);
АЛ – ал – ал (первый ударный).
4. Цепочки с маракасами (логопед отбивает ритм, ребёнок повторяет заданный слог в цепочке слогов; логопед произносит цепочку слогов, ребёнок отбивает ритм маракасами).
Работа на развитие высоты голоса
1. Звукоподражание: называй гласные звуки высоко (как звенит комарик) или низко (как ревёт мишка) в зависимости от того, где я держу маракасы: вверху или внизу.
2. Второй вариант аналогичного упражнения: если я буду произносить высокие звуки, нужно поднять маракасы вверх и повторить мой звук; если звук низкий, нужно опустить маракас вниз и повторить мой звук.
Отработка умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой
1. Геометрия: обрати внимание на форму маракаса, она похожа на геометрическую фигуру овал. Если держать маракас горизонтально, то его форма походит на артикуляцию звука [и]. А если маракас держать вертикально, привычным способом, то его форма напоминает положение губ при произнесении звука [о]. Я располагаю маракас горизонтально или вертикально, а ты произносишь [и] или [о].
2. Второй вариант аналогичного упражнения: я произношу звуки [и] или [о], а ты меняешь положение маракаса в пространстве.
Работа по развитию фонематических процессов
1. Найди звук: потряси маракасом, когда услышишь в предложенном наборе слов слова с определённым звуком.
2. Музыкальные слова: потряси маракасом количество слов в цепочке, которую я назову (даются односложные слова типа «мак», «сон», «кот» по 2, 3 или 4 слова в цепочке).
Описанными играми работа с маракасами не ограничивается. Маракасы как дидактический инструмент весьма функциональны, и область их применения достаточно широка. Ребёнок чувствует и ощущает этот музыкальный инструмент в разных модальностях: зрительно, на слух, кинетически и кинестетически. Таким образом, развивается не просто функция правого полушария, а начинают работать межполушарные связи.
«У пони длинная чёлка»
Вторая игра без музыкального сопровождения немыслима. Кладём на стол перед ребёнком плакат с изображением зоопарка, транспортных средств, о которых поётся в песне, главного героя пони и включаем песню «У пони длинная чёлка» (автор текста Ю. Мориц, музыки – С. Никитин).Задания могут быть следующими:
- Вспомни все слова песни, которые можно отнести к лексической группе «Транспорт». Назови их (троллейбус, автобус, самолёт, пароход, вездеход, корабль).
- А какой транспорт ты ещё знаешь? А вот что есть у меня. (Логопед раскладывает перед ребёнком индивидуальные карточки размером 7x7 см. Вместе с ребёнком называет карточки: трамвай, такси, велосипед, мотоцикл, лодка, парусник, вертолёт, дирижабль, поезд, метро, бульдозер, экскаватор, каток, грузовик, самосвал, карета скорой помощи, полицейский фургон.)
- Четвёртый лишний. (Логопед раскладывает перед воспитанником карточки с изображением корабля, грузовика, паровоза и автомобиля. Лишнее по логическому признаку.)
- Теперь послушай слова: самолёт, корабль, автобус, электричка. Что лишнее? (Лишнее по фонетическому признаку.)
- Теперь возьми карточки и сам придумай для меня задание «4-й лишний» по любой из предложенных только что схем.
- Вспомни, из какого парка выезжал в зоопарк троллейбус. А автобус? Давай изменять слова. Парк для трамваев какой? Винт вертолёта какой? Цепь у велосипеда какая?
- Хлопни, когда услышишь в песне слова с согласным твёрдым звуком [л]: прохладно, чёлка, шёлка, каталась, катался, слоны, плывут, полчаса, полчаса, чёлка, шёлка, каталась, катался, катался, стал, расстался, расстался, облаками.
- Вспомни все слова песни, которые можно отнести к лексической группе «Дикие животные». Назови их (слоны, бегемоты, орангутанги).
Ольга Алфёрова, учитель-логопед
ГБОУ Школа №2114 (СП Перспектива), г. Москва
Рекомендуем почитать
- Весенние метаморфозы
- Официальный импортер бренда Winx Club
- Первый музей слаймов в Нью-Йорке
- Иван-царевич и серый волк
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии