"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде
В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. Значительная роль в решении этой проблемы отводится и педагогу-психологу дошкольного учреждения.
В моей работе, в этом направлении, помогает авторская дидактическая игра «Светофор-цветофорик», рекомендованная для детей старшего дошкольного возраста.
Целью игры является приобщение детей к знанию правил дорожного движения через углублённые знания о световых сигналах светофора. Предложенная игра способствует организации конструктивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в различной форме: «индивидуально», «игра для работы с подгруппой детей». Предлагаются следующие варианты игры: выполнять действия на время; использовать в ходе игры принципы «перемешивания» и «исключения из правил» «Найди нужное», «Что лишнее?».
В игру входит: пластиковый ящик чёрного цвета, 2 контейнера с крышками красного и зелёного цвета; 10 различных картинок; инструкция с правилами игры.
Игра проводится только в присутствии взрослого. Перед началом следует обсудить с детьми, для чего людям необходимо знать правила дорожного движения, что для этого необходимо. Стоит учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В начале игры предлагается рассмотреть разложенные на столе карточки. Даётся задание: нужно сопоставить предметы с определённым цветом и разложить их в контейнеры, которые для устойчивости вставлены в ящик чёрного цвета.
Психолог: Ребята, что у вас ассоциируется с красным цветом? (Опасность, тревога.) Какие картинки можно соотнести с красным цветом? (Ножницы, игла, стекло, удар молнии, пожар.) Объясните, почему выбрали эти предметы?
Предположительные ответы детей: Ножницами можно порезаться; иглой - уколоться; о стекло можно пораниться, от удара молнии можно погибнуть, находиться во время грозы в её центре опасно для жизни; пожар – можно сгореть, погибнуть, пожар – это опасность. Всё это опасно для жизни. С этими предметами надо быть в обращении осторожными и внимательными.
Психолог: Ребята, что у вас ассоциируется с зелёным цветом? (Спокойствие, безопасность.) Какие картинки можно соотнести с зелёным цветом? (Мама обнимает ребёнка, папа держит крепко за руку малыша, зелёный кузнечик на зелёной траве, клубок пряжи.) Объясните, почему вы выбрали именно эти предметы?
Предположительные ответы детей: Мама обнимает ребёнка – мама не обидит, она всегда защитит, это безопасность; папа держит за руку своего ребёнка – это тоже защита, надёжность и спокойствие того, что ничего плохого с тобой не случится; зелёный кузнечик сидит в зелёной траве – это тоже защита, никакие враги его не найдут, он замаскировался. Помпон из пряжи такой мягкий, с ним можно даже поиграть, как с мячиком. Об этот предмет нельзя пораниться. Он не несёт угрозу для здоровья. (В конце игры должна остаться одна картинка с изображением божьей коровки (и это будет верно), развивается дальнейшая беседа.)
Психолог: У нас осталась картинка с изображением божьей коровки! Её никто никуда не положил. Почему? (Дети высказывают предположения, в результате их мнения разделяются. Одни говорят, что насекомое безобидное, не опасное и можно положить картинку вместе с безопасными; другие – что, божья коровка выделяет ядовитое вещество, поэтому её не склёвывают птицы. Это опасность.) Действительно, вещество, которое выделяет божья коровка, то есть жидкость жёлтого цвета, является опасным для некоторых птиц и животных и – это опасность (красный цвет). Но, с другой стороны, так божья коровка защищает себя от врагов – это защита! Значит, картинку можно соотнести и с зелёным цветом. Будет верно, если эту картинку вы никуда не положите - ни в один, ни в другой контейнеры. Дети, скажите, пожалуйста, какого цвета следует выбирать одежду, чтобы вас было лучше всего видно на дороге?
Дети: Красного.
Психолог: Совершенно верно, красный цвет – яркий, он сразу бросается в глаза, его хорошо видно и в солнечный, и в пасмурный день, но если на одежде есть светоотражающие полоски или аппликации, тогда можно выбирать любой цвет одежды! А ещё я вам скажу, что когда дети переходят дорогу, взрослые держат флажки определённого цвета, знаете какого?
Дети: Красного! (После обсуждения предлагается закрыть контейнеры крышками соответствующего цвета. Дети закрывают контейнеры. Происходит сравнение со светофором.)
Психолог: Посмотрите у нас получился настоящий пешеходный светофор. А если бы мы оставили контейнеры без крышек, то как бы этот светофор смешно выглядел. Да его светофором нельзя было бы назвать, никакой свет он не несёт, но по сущности они схожи. Так значит, цвета для светофора подобраны не случайно! (Все дети рассматривают собранный ими светофор. Выигрывает тот, кто смог, верно, собрать все карточки к определённому цвету.)
Предложенная игра способствует организации конструктивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в различной форме: «индивидуально», «игра для работы с подгруппой детей».
В эту игру будет занимательно играть:
- юным интеллектуалам, которые не прочь устроить разминку для ума;
- любителям и знатокам правил дорожного движения;
- педагогам и родителям, которые любят проводить время с детьми за интересным и полезным занятием.
Вот так, в непринуждённой форме, знакомясь с игрой «Светофор-цветофорик», можно помочь ребятам визуально представить светофор, формирую у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её, в конечном итоге, на реальные дорожные условия.
Маргарита Серёжкина, педагог-психолог
Центр развития ребёнка № 11, г. Волгоград
Рекомендуем почитать
- Реши примеры
- Игрушки дошколятам
- Ирина Тонева: Я не могу не создавать музыку!
- Игры для детей, страдающих агрессией, имеющих ЗПР
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии