"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
Воздух
Цели
- Развивать личность ребёнка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы.
- Расширять знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними.
- Формировать общие учебные умения и навыки.
- Готовить ребёнка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.
Словарная работа: Свойства, воздух, опыт, почва.
Ход занятия
(Воспитатель показывает детям пакет, наполненный кубиками.)Воспитатель. Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? (Он освобождает пакет от кубиков, аккуратно сверху скручивает его. В нижней части пакет обретает выпуклость и упругость.)
Воспитатель. Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? А что есть в пустой банке? (Ответы детей.) Правильно, воздух. Он есть всюду. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А поможет нам в этом очень умный, учёный малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут? Давайте все вместе позовём Знайку. (Появляется кукла Знайка.)
Знайка. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня в гости. Хочу спросить вас: «Чем мы с вами дышим?» Ну-ка, давайте сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Ответы детей.) А кто видел воздух? Почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, его мы можем назвать невидимкой, значит через него всё видно.) А что ещё бывает прозрачным?
Дидактическая игра «Назови предмет»
Воспитатель. Ребята, найдите и назовите прозрачные предметы в нашей комнате. (Ответы детей: стекло в окне, стенки аквариума, стакан, банка, целлофановый пакет.) Посмотрите на стакан: какой он? (Прозрачный.) Есть ли в нём что-нибудь? Сейчас мы это проверим.Опыт 1. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан нужно держать очень ровно.)
Воспитатель. Ребята, что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Подводит детей к выводу: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.)
Опыт 2. (Воспитатель снова опускает стакан в банку с водой, но теперь уже держит его не прямо, а немного наклонив.)
Воспитатель. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? (Все вместе делают вывод: воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.) Есть ли воздух в воде? (Дует через соломинку в стакан с водой.) Почему появились пузырьки? Есть ли воздух в почве, кирпиче, губке? Где больше воздуха: в камне, дереве, почве? (Чтобы ответить на этот вопрос ребята изображают камень (стоят, прижавшись друг к другу) и почву (стоят на некотором расстоянии, взявшись за руки.)
Знайка. Ребята, скажите, а как мы дышим? Ну-ка, подышите своими замечательными носиками. Кто ещё дышит носами? (Ответы детей.) Конечно, различные животные. А как же дышат растения? (Высказывания детей.) На листьях растений есть маленькие дырочки-отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат растения. Значит, воздух нужен всем-всем.
Воспитатель. А как узнать, что мы дышим? Для этого поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от дыхания.)
Воспитатель. Носы нужны нам для дыхания. Но не только. Как вы думаете, для чего они нам ещё нужны?
Дидактическая игра «Определи по запаху»
(По просьбе воспитателя дети закрывают глаза, зажимают руками носы. Он вносит в комнату апельсин, просит детей открыть нос и определить, чем пахнет. Затем даёт детям понюхать нарезанный лук, чеснок, потом дёготь. Дети с закрытыми глазами определяют запахи.)Знайка. Послушайте, какое замечательное стихотворение я знаю про нос, которым мы с вами дышим и определяем запахи:
Я ничего не знаю. И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю. Это нос доложил:
«Кто-то купил апельсины и во-о-он туда положил!»
Я ничего не знаю! Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем! Очень тебя прошу».
Ходишь с ним и гуляешь, он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь, пахнет уже весной!»
Знайка. А теперь давайте вспомним, как доказать, что воздух есть. Сегодня я вам принёс сюрприз. Что это? Да, мыльные пузыри. Вы любите пускать пузыри? Как вы думаете, что находится у них внутри? (Ответы детей.) Правильно, внутри пузырей находится воздух. (Знайка раздаёт детям мыльные пузыри и предлагает поиграть с ними, а сам прощается и уходит.)
Татьяна Пичугина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»,
г. Лесосибирск, Красноярский край
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии