"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Музыка и речь
Благодаря возрастающему интересу к работе с детьми, имеющими трудности в развитии, в частности, в речевой сфере, за последнее время было создано, модифицировано и представлено большое количество игр для успешного преодоления данных трудностей. Тем не менее, при всём многообразии игр, каждый логопед, реализуя принцип индивидуального подхода, изобретает свои собственные игры в зависимости от характера ребёнка, его речевых особенностей или сложившейся в ходе коррекционной работы ситуации.
В практике логопеда часты случаи, когда приходится заниматься с детьми, которые не хотят исправлять свою речь. Причин здесь множество, как и способов работы по преодолению стойкого негативного отношения к коррекционной работе. Одним из таких способов можно назвать взаимосвязь логопедии и музыки. Особая роль музыки в коррекционном процессе объяснима тем фактом, что восприятие как речи, так и музыки осуществляется единой анализаторной системой.
Часто используемую методику логопедической ритмики на индивидуальных занятиях в полной мере применить сложно. По этой причине и в силу различных поведенческих отклонений воспитанника создаются музыкальные игры «на ходу».
Игра №1. Была вплетена в занятие с так называемым «дизартриком» подготовительной к школе группы в массовом саду. При нарушенном звукопроизношении он категорически не желал выполнять артикуляционные упражнения. Известно, что артикуляционная гимнастика – это основа работы по устранению нарушенного звукопроизношения. Это упражнения для тренировки подвижности и переключения с одного уклада на другой; выработка определённого положения губ и языка; отработка длительной равномерной воздушной струи. И всё это следует выполнять ежедневно и многократно. С этим воспитанником по классической, предложенной М.Ф.Фомичёвой схеме, удавалось отработать лишь статические упражнения «Забор» и «Трубочку». Остальные упражнения, требующие мышечной работы языка, мальчик выполнять отказывался. А целью всей работы было укрепление мышц кончика языка, выработка подъёма языка и умение делать кончик языка напряжённым (упражнение «Барабан»). Когда выяснилось, что не помогает никакая игра, совершенно неожиданно нас выручили проводимые в детском саду музыкальные занятия. Шла подготовка к спектаклю «Волк и семеро козлят». Мальчик был исполнителем одной из главных ролей.
Вот какая игра у нас получилась. Сначала под финальную мелодию музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», сохраняя ритм и темп, мы стали выполнять упражнение «Барабан». Когда это удалось, настал черёд обыгрывания всей сказки. Несколько занятий подряд мы, сидя напротив друг друга, тренировали артикуляционную моторику. Зеркало воспитаннику не требовалось, потому что суть артикуляционных упражнений он знал и мог – если хотел – выполнять без зрительного контроля.
Затем подключили работу с мелкой моторикой, изображая главных героев сказки различными комбинациями пальцев рук. Так, коза – это отведённые указательный, безымянный и мизинец; козлята – отведённые указательный и мизинец; волк – соединённые большой и безымянный пальцы обеих рук. Последовательно выполняя каждое артикуляционное упражнение под музыку, при этом сопровождая сказку различными комбинациями пальцев рук, мы сдвинулись с места! Игра «Волк и семеро козлят» имела успех и «работала» на протяжении нескольких недель. Потом, безусловно, низкая мотивация и быстрая утомляемость сделали своё дело. Пришлось придумывать новую игру!
Игра №2. Неустойчивость и кратковременность внимания воспитанника было решено сбалансировать с помощью новой музыкальной игры на основе песни «Пропала собака» (слова А.Ламм, музыка В.Шаинского). В этой игре имело значение и совместное творчество по созданию игры, и дальнейшая работа с получившимся материалом. Цель игры: отработка правильного произношения звука [р] в словах и словосочетаниях.
Подготовительный этап – работа по созданию игры. Итак, мы взяли лист ватмана, клей-карандаш, заготовки щенков и деревьев из плотного картона, бельевые разноцветные пластиковые прищепки, заготовки заданий на зрительное восприятие (наложенные друг на друга изображения щенков, лабиринты), цветные карандаши. Начали рисовать задания к игре «Пропала собака» под одноимённую песню.
Задания, которые мы составили с воспитанником:
- «Восстанови текст объявления». Нужно вспомнить и перечислить все слова-признаки, характеризующие пропавшего щенка. Воспитанник называет, логопед записывает, приклеиваем объявление на любую часть листа.
- «Прикрепи хвост щенку». Нужно щенка-заготовку приклеить к листу, а к его хвосту прикрепить бельевые прищепки с одновременным называнием слов-признаков с твёрдым звуком [р] (дружелюбный, добрый, радостный, доверчивый, кроткий).
- «Слова-наоборот» (активизация слов-признаков с противоположным значением). Теперь нужно прищепки прикреплять к заготовкам деревьев. Взрослый называет слово, характеризующее собаку (имя прилагательное), а ребёнок подбирает антоним (голодный – сытый, весёлый – грустный, спокойный – рассерженный, глупый – умный, белый – чёрный).
Теперь, после создания развивающего плаката, можно забрать на занятие из группы второго воспитанника. В этой ситуации дошкольник, с которым предстоит работа по автоматизации правильного произношения, расскажет товарищу о проделанной работе и на правах знатока игры пригласит поиграть. Этот вид деятельности позволит ещё какое-то время удерживать внимание и работоспособность воспитанника в процессе закрепления собственного правильного звукопроизношения.
Использование нетрадиционных игровых приёмов позволяет, как показывает практика, формировать у воспитанников детских дошкольных учреждений устойчивый интерес к выполнению сложных однотипных заданий. Описанные музыкальные игры также способствуют воспитанию у детей игровой мотивации, что весьма актуально в рамках федеральных государственных стандартов. Более того, активируя функции правого полушария мозга, они в значительной степени повышают результат логопедической работы по коррекции как нарушенного звукопроизношения, так и речи в целом.
Ольга Алферова, учитель-логопед ГБОУ Школа №2114 (СП 1825), Москва
Рекомендуем почитать
- Игры и игрушки с дополненной реальностью!
- Половая революция в мире игрушек
- Токийский музей игрушек
- Пять олимпийских колец
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии