"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Куклы-стригушки
Цель: научить детей делать из сухой травы кукол-стригушек.
Задачи:
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- развивать творческие способности, умение работать по схеме-алгоритму;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование и материалы: кукла-образец из сухой травы, схема-алгоритм изготовления куклы-стригушки, сухая трава, проволока, кусочки ткани, клей, ножницы; поднос, магнитофон, диск с записью русской народной мелодии, ноутбук, проектор, экран.
Методические приёмы: показ игрушки, схемы, презентации с изображением старинных кукол; вопросы к детям, рассказ воспитателя, индивидуальный подход, помощь, анализ работ.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поговорим сегодня об игрушках. У вас есть любимые игрушки? Где вы их взяли?Дети: Купили родители, подарили знакомые.
Воспитатель: Не всегда игрушку можно было купить. Перенесёмся с вами в далёкое-далёкое прошлое. Давайте вспомним, какие игрушки были в старину у крестьянских детей?
Дети: Игрушки-самоделки из ткани, соломы, дерева, коры, глины, веток.
Воспитатель: Правильно. Взрослые делали игрушки и дарили их детям – самым маленьким. А ребята постарше уже мастерили себе игрушки сами. В старину важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, поэтому игры в куклы всячески поощрялись взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. (Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации на экране.)
Воспитатель: В колыбель к ребёнку клали куклуоберег, считая, что она охраняет покой и сон малыша. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбах она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Символические куклы сопровождали и другие народные праздники и обряды. Сейчас вы мне подскажите, какие именно. Какой куклой провожали Масленицу?
Дети: Большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре, так как считали, что с ней уходят все болезни и несчастья.
Воспитатель: А какие куклы были на празднике Троицы?
Дети: Семин и Семечиха. Их сажали под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце праздника топили в реке.
Воспитатель: Правильно, молодцы, всё помните! А какая кукла была самой распространённой игрушкой среди деревенских ребятишек?
Дети: Тряпичная.
Воспитатель: И мы с вами уже научились её делать. Вспомните, как она называется?
Дети: Кукла-закрутка.
Воспитатель: А ещё очень забавными старинными куклами были куклы-стригушки. Их мастерили из соломы, сухой травы, веток и прутьев. (Показ соответствующих слайдов.) Дети, как вы думаете, почему их называли стригушки? (Дети высказывают свои предположения.) Так куклы назвались потому, что снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Такая куколка-стригушка на самом деле – игрушка с сюрпризом. А вот с каким, мы узнаем в конце занятия! Нетрудно представить, сколько радости доставляли эти простые и забавные поделки крестьянской детворе, для которой покупные игрушки были недоступны.
Воспитатель: Ребята, хотите научиться делать кукол-стригушек? Из чего мы будем их мастерить? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте рассмотрим куклу-стригушку, выясним, из каких частей она состоит? Какая часть самая большая? Какой она формы? Какая часть самая маленькая? Что можно сказать о величине юбки по отношению к голове и туловищу? (Дети рассматривают куклу, отвечают на вопросы воспитателя.)
Воспитатель: Ребята, а чтобы наши пальчики работали быстро и ловко, давайте сделаем гимнастику. (Дети встают из-за столов, выполняют по тексту пальчиковую гимнастику.)
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пошли пальчики с утра
В гости к тёте Разыгра.
На скамеечке сидели,
Да в окошечки глядели.
Солнышку ладошки
Погладили немножко.
Пальчики подняли —
Лучиками стали. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на схему. Расскажите о последовательности изготовления куклы.
Дети (рассказывают с опорой на схему-алгоритм):
- Взять пучок травы, разделить его на две части: толстую и тонкую.
- Толстый пучок согнуть пополам, перетянуть проволокой, отступить сверху, перетянуть проволокой – получится голова.
- Взять тонкий пучок, перетянуть проволокой с двух сторон, отступив немного от краёв, получатся руки.
- Разделить пучок-туловище на 2 части и вставить между ними руки.
- Перетянуть туловище куклы в поясе.
- Юбку куклы внизу подровнять – подстричь ножницами.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам составить из кукол хоровод. Какая кукла нравится вам больше всего? Почему? Оля, расскажи о своей кукле. (Рассказ ребёнка, которого выбрали.) Молодцы, у вас у всех получились очень красивые куклы. А сейчас обещанный сюрприз: наши куклы-стригушки будут танцевать! Поставьте их на стол, мы будем стучать ладошками по столу, а куклы будут двигаться – танцевать. Так играли дети в старину. (Звучит русская народная мелодия, дети играют с куклами.)
Наталья Кондакова, старший воспитатель
МАДОУ Д/с комбинированного вида №1,
г.Шебекино, Белгородская область
Рекомендуем почитать
- Развивающие игры Воскобовича
- Игры, тренирующие память и внимание
- Играем с пользой
- Игрушки для детей – открытая тема для религиозных конфессий
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии