"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Куклы наших бабушек
Цель: на примере исследования о происхождении чувашской национальной куклы показать значимость сохранения и укрепления культуры каждого народа, как жемчужин многонациональной России.
Образовательные задачи: познакомить обучающихся с историей появления народной куклы; сформировать знания в области теории и практики изготовления народной куклы Благополучницы; обучить практическим навыкам работы с различными материалами.
Развивающие задачи: развивать любознательность, творческую инициативность, стремление к самостоятельному творчеству.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к истории своего народа и народным традициям; воспитывать аккуратность и добросовестность при выполнении практических работ.
Материалы и оборудование: видеопроектор, ноутбук, экран; сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые); материалы для изготовления куклы Благополучницы; русские народные костюмы, предметы русского народного быта (льняные полотенца с вышивкой, глиняная и деревянная посуда, прялка, рубель и т.п.); фоновая русская народная музыка.
Ход деятельности
Педагог: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, чем один народ отличается от другого. Напомните мне основные отличительные особенности. (Ответы детей.)Педагог: Поднимите руку те, кто продолжает играть в LEGO-конструктор, куклы, машинки. А кто из вас больше любит играть в компьютерные игры или игры на телефоне? (Ответы детей.) Посмотрите друг на друга и сделайте вывод, какие игрушки сегодня популярны. (Ответы детей.)
Педагог: Современные дети – самые счастливые, они могут купить любую игрушку, о которой дети прошлого века даже не фантазировали. Русская народная мудрость гласит: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Объясните смысл этой пословицы. (Ответы детей.) Как вы думаете, чему посвящено наше сегодняшнее занятие? (Ответы детей.)
Педагог: Правильно, сегодня мы не только узнаем много нового и интересного о старинных игрушках, но и попробуем изготовить её сами.
Педагог: Первые куклы появились примерно 4 тысячи лет назад. В гробнице одного из фараонов найдена куколка, сделанная из дощечек и глиняных бус. А под Новгородом нашли куколку, которой 1000 лет. Мне стало известно, что сначала куклы были не только игрушкой, но и оберегом, талисманом. Люди верили в способность куклы защищать человека и помогать ему в делах.
Педагог: Старинные куколки можно поделить по назначению на три вида: для игр, для обрядов и для оберега.
Педагог: Старинные куклы – удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. В старину кукол изготавливали из тканей, которые оставались от старой одежды. Считалось, что такая ткань наделена защитными силами. Нити брали красного цвета, так как наши предки верили, что этот цвет – очень мощная защита от злых сил. Куклы скручивались без применения острых и колющих инструментов – без игл и ножниц. Лоскуты рвали, а затем скручивали и обматывали нитями. У кукол не было лица, в старину верили, что так в куклу не вселится злая сила.
Педагог: Изготовлением кукол занимались женщины, девушки, девочки. Куколку нужно было изготовить за один день, при этом думая о хорошем. Старинные славянские куколки всегда делались с хорошими помыслами и пожеланиями. Маленькая 5-летняя девочка уже умела делать несколько самых простых куколок для игры.
Педагог: У чувашского народа национальную куклу называли йерех – дух покровителя семьи и хозяйства. Игровые старинные куколки чувашских детей изготавливались так же, как и другие славянские куклы. А вот украшали кукол по своим обычаям: в костюмах кукол использовались цвета, украшения и предметы одежды, которые носили сами. Куколка призвана сохранять и приумножать благополучие дома, которое зависит не только от его материального благополучия. Для куколки изготовили национальный чувашский головной убор «тухья» и нагрудное украшение с бисером и «монетками», а также фартук с элементами национальной вышивки.
Педагог: Для куколки Благополучницы нам понадобится: два лоскутка ткани размером 15х15 см (один белый, другой цветной), один лоскуток прямоугольной формы 10х15 см, синтепон, красные нити, монета 5 копеек и подготовленные украшения.
- Укладываем шарик синтепона на середину белого лоскутка и формируем голову так, чтобы с одной стороны не было складок. Затем заматываем нитями.
- Укладываем шарик синтепона и монету 5 копеек на середину цветной ткани. Формируем нижнюю часть куколки.
- Прямоугольную полоску складываем по длинной стороне и образуем длинный жгутик. На середине получившегося жгута формируем узелок.
- Концы ручек в замочке приматываем к шейке куколки.
- Затем вставляем голову в платье и приматываем нитями.
- Получившуюся основу куколки Благополучницы теперь можно украсить по своему усмотрению: добавить красивую тесьму, национальный головной убор, украшения, фартук, кружева и так далее. Куколка готова!
Педагог: Полюбуйтесь на своих куколок! Получилась настоящая коллекция кукол.
Мария Гурьева,
учитель начальных классов,
МБОУ «Александровская ООШ»,
с. Александровка, Респ. Татарстан
Рекомендуем почитать
- Весна пришла
- Педагог – это не профессия, а призвание
- Чем заняться на пикнике: огоспорт, арбалет «Воздушный шторм» и другое
- Оформляем группу весело!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии