"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Ковровские пазлы
Чувство патриотизма и нравственные ценности мы обретаем через знакомство с историей нашей малой родины и любовь к семье, родному краю, городу или посёлку. Региональный компонент содержания образования предъявляет особые требования к организации развивающей среды дошкольной образовательной организации и отражению в ней национального или регионального своеобразия культуры. Одним из средств его реализации являются дидактические игры. Хотим познакомить читателей журнала с разработанным нами пособием «Ковровские пазлы» и играми с ним для детей 6-7 лет.
Цель: создать условия для патриотического воспитания старших дошкольников при обогащении регионального компонента воспитательно-образовательной среды дошкольной образовательной организации.
Обучающие задачи: закреплять и обобщать представления о многообразии памятников родного города Коврова.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, память; мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения, группировки; владение грамматически правильной монологической и диалогической речью, умение составлять рассказ по картинке, правильно использовать образные слова и выражения; коммуникативные способности; мелкую моторику рук; совершенствовать умение воспринимать и (или) составлять целую картину из множества мелких частей.
Воспитательные задачи: воспитывать патриотические чувства к своей Родине и родному городу; дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, адекватно проявлять свои чувства.
Прогнозируемый результат
- Организация условий для патриотического воспитания старших дошкольников через обогащение воспитательно-образовательной среды детского сада новыми играми, отражающими региональное своеобразие культуры нашего города Коврова.
- Положительная динамика развития личности детей старшего дошкольного возраста: развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей; формирование чувств гражданственности и патриотизма, любви к родному городу и Родине.
- Сотрудничество с семьёй в вопросах обучения, развития и воспитания дошкольников с учётом регионального компонента.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования ценностных ориентаций патриотической направленности, патриотических чувств дошкольников.
- Разработка вариативных дидактических материалов, обеспечивающих обогащение регионального компонента в игровой деятельности старших дошкольников.
- Раскрытие творческого потенциала педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Описание игрового материала: изображения памятных мест г. Коврова, представленные в виде фотографий и соответствующих им наборов пазлов.
Игровая задача: правильно собрать пазлы и рассказать об изображённой на получившейся картинке достопримечательности родного города.
Ход игры
Проблемная ситуация: воспитатель обращает внимание детей на то, что фотография с изображением одного из памятника г. Коврова разделена на части. Что же необходимо предпринять, чтобы понять, фотография какого места города перед нами?Варианты игры
Собери пазл. Детям предлагают собрать пазлы по фотографии, чтобы получить цельное изображение городской достопримечательности.В игре участвуют 3-4 дошкольника. Она может быть организована воспитателем или детьми самостоятельно.
Собери и расскажи. Каждой паре детей предлагают собрать пазлы по фотографии и после этого по очереди ответить на следующие вопросы: Что известно об этом памятнике? Где он в городе находится? Кому или какому событию этот памятник посвящен? Какие запоминающиеся детали на нем можно выделить?
В игре одновременно участвуют от 2-х до 6-и детей. Она может быть организована воспитателем или дошкольниками самостоятельно. Развивает умение взаимодействовать в паре.
Мини экскурсия. Детям предлагают разделиться на группы по 2-3 человека. Каждой группе нужно собрать свою картинку из частей-пазлов. Когда картинки собраны, все дети собираются вместе у одной картинки. Собравшие её дошкольники в роли экскурсоводов рассказывают об этой достопримечательности г. Коврова, отвечают на вопросы. Затем все дети переходят к другой картинке.
В игре участвуют от 4-х до 8-и детей. Она может быть организована воспитателем или дошкольниками самостоятельно.
Отгадай и назови. Перед детьми выкладывают картинки, собранные из пазлов частично: в одних отсутствуют только некоторые пазлы, в других есть большие «дырки», третьи собраны наполовину. Дошкольникам предлагают отгадать и правильно назвать памятное место города, которое изображено на картинке, а также указать его недостающие части и найти их изображения среди других пазлов, в том числе, и лишних.
В игре участвуют 3-4 ребёнка. Её организовывает воспитатель. Лишних пазлов в зависимости от навыков играющих может быть от 3 до 10.
Путаница. Перед детьми раскладывают неправильно собранную из пазлов картинку. На ней могут присутствовать запоминающиеся части других памятников или достопримечательных мест. Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Всё здесь правильно?». Если дошкольники замечают и называют несоответствия, им предлагают исправить ошибки и собрать картинку правильно.
В игре участвуют 2-3 ребёнка. Её организовывает воспитатель.
Угадай по фрагменту. Детям предлагают рассмотреть 2-4 пазла и угадать, к какой картинке они относятся. Когда дошкольники выскажут предположение, им предлагают его проверить: подойти к названной картинке и убедиться, подходят ли пазлы. Если ответ правильный, дети угадывают следующую картинку.
В игре участвуют 3-4 ребёнка. Её организовывает воспитатель. Все собранные картинки аккуратно накрыты бумагой или тканью.
Альбина Уралова, воспитатель,
Екатерина Одинцова, ст. воспитатель,
Елена Шулика, заведующий,
МБДОУ № 32, г. Ковров
Рекомендуем почитать
- Украшение для волос «Розы»
- Центральное событие на рынке детских товаров Беларуси
- В помощь родителям особенных малышей
- Дзыга или кубарь?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии