"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2015
Книжка за руку ведёт
В 2–2.5 года ускоряется процесс разучивания новых слов, ребёнок использует речь как средство общения, он то и дело задаёт вопросы: «Что это? Кто это?». Содержание книг для ребёнка должно расширять его кругозор, давать представление об окружающем мире. Для прочтения можно посоветовать книги Е. Чарушина «Про белочек, зайчат весёлых медвежат», В. Сутеева «Кот-рыболов», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», С. Маршака «Усатый-полосатый», В. Бианки «Лис и мышонок», В. Чаплиной «У нас дома кошка», В. Берестова «Про машину».
Знакомьте ребёнка с азбукой, цифрами. Для развития памяти играйте с малышом в игру «Подскажи словечко». Сначала вы читаете ему короткие, хорошо знакомые стихи. Затем попробуйте не договаривать последнее слово, его должен назвать сам ребёнок («Уронили мишку... на пол» и так далее).
В раннем возрасте дети любят, чтобы им перечитывали одну и ту же книгу несколько раз. Родителям нужно набраться терпения и знать, что для ребёнка это необходимый ритуал, который успокаивает его, даёт ощущение надёжности и устойчивости окружающего мира.
Ранний возраст — один из периодов становления личности, когда ребёнок учится самостоятельности, доброте, общительности. Книги о трудолюбии, дружбе и взаимопомощи, о добре и зле могут сыграть важную воспитательную функцию, например: стихотворение А. Кузнецовой «Кто умеет?», сказки В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Палочка-выручалочка»,
«Грибок-теремок», книжка из серии «Первые шаги» «Мишка с утра до вечера», стихотворение Э. Мошковской «Приказ».
Чем меньше времени остаётся до поступления ребёнка в школу, тем сильнее родителей волнует, сформировался ли у него интерес к книге и чтению. Очень важно, чтобы родители много читали своему ребёнку-дошкольнику (3–6 лет), обсуждали и анализировали с ним прочитанное. Не упустите этот важный период, научите малыша слушать и размышлять.
3–4 года — возраст «почемучек». Дети то и дело спрашивают: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Поощряйте у ребёнка этот интерес к получению самых разнообразных жизненных знаний, читайте ему книги обо всём, что его окружает: о природе, животных, детях, транспорте. Можно порекомендовать такие книги: «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?» В. Бианки, «Рисунок» С. Михалкова, «Великан», «Старый шкаф» М. Лукашиной, «Окно» А. Ахундовой, «Главные машины» С. Еремеева и др.
В дошкольном возрасте формируются такие качества, как самостоятельность, ответственность, общительность, доброта. Книги в этот период могут сыграть и воспитательную роль. Прочитайте с ребёнком: «Не мешайте мне трудиться» — цикл стихов Е. Благининой, «Девочка-рёвушка» А. Барто, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Неумейка» Я. Акима, «Косточка», «Старик и яблони» Л. Толстого, «Мастер» Т. Боковой и другие.
Формируйте у ребёнка новое отношение к сказке с позиции, что – это не только развлечение, но ещё и «молодцу урок». Чтение книг детям дошкольного возраста несёт в себе ещё и развивающую функцию. Чем больше вы им читаете, тем активнее развивается их речь, расширяется его словарный запас, совершенствуется произношение. Во время чтения объясняйте ребёнку непонятные для него слова.
После чтения задавайте ребёнку наводящие вопросы, побуждайте его к рассуждениям вслух, попросите пересказать прочитанный текст с опорой на иллюстрацию — всё это способствует развитию внимания и словесно-логического мышления.
У дошкольников хорошо развита механическая память, поэтому дети очень хорошо запоминают стихи, сказки. К 6–7 годам процесс запоминания становится осознанным. Продолжайте тренировать его при помощи заучивания стихов и пересказов текстов по памяти или рассматривая иллюстрации. В этот период имеет смысл приобрести книги с развивающими заданиями для подготовки в школу, с упражнениями для пальчиковой гимнастики, «Азбуку».
В дошкольном возрасте у ребёнка уже есть любимые книги, а это хороший повод почаще приводить его в библиотеку. Ребёнок должен научиться ориентироваться в выборе книг и почувствовать, что ему доверяют.
В 4.5–5 лет от тонких книжек и небольших произведений можно перейти к книгам объёмным, которые вы будете читать с ребёнком несколько дней или недель (чтение с продолжением). Выбирайте занимательные, остросюжетные книги, которые не наскучат ребёнку. При чтении, если это необходимо, вставляйте свои устные комментарии и дополнения к тексту. Можно порекомендовать книги: «Домовёнок Кузька» Т. Александровой, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «38 попугаев» Г. Остера и др. Каждый новый этап чтения начинайте с воспоминания о том, что было прочитано раньше. Это хорошее упражнение для тренировки памяти и умения составлять связный рассказ. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся сюжету или проиграть этот сюжет по ролям.
Дошкольный возраст – период обучения ребёнка самостоятельному чтению. Если вы бережно и внимательно приобщали его к книге, то ребёнок сам захочет научиться читать, а процесс обучения станет для него удовольствием. Но даже тогда, когда малыш научится читать сам, продолжайте читать вместе с ним.
Процесс приобщения ребёнка к книге и к самостоятельному чтению требует много труда и терпения со стороны взрослых. Если родители говорят ему о важности чтения, а сами при этом все время проводят у телевизора, вряд ли у ребёнка возникнет желание взять в руки книгу. Покажите малышу, что любите и уважаете книгу. Помните: фундамент читательской культуры закладывается в детстве.
Продолжение разговора о книгах ищите в следующих номерах.
Евгения Труфанова, заведующая отделом психологии
ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии