"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Хлеб — всему голова!
Прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие другие).
Цель проекта: выяснить осведомлённость детей о хлебе и их отношение к этому продукту.
Задачи
Обучающие:
- Научить обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, о труде взрослых, выращивающих хлеб.
- Расширить знания детей о процессе приготовления хлеба, как необходимого продукта для жизни.
- Научить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
- Приобщить детей к традициям и культуре русского народа.
- Обогатить словарный запас детей.
- Развить их интерес, творческую фантазию, любознательность, активность.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлеборобов, пекарей.
- Воспитывать гордость за русский народ, его мастерство, силу, трудолюбие.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Этапы работы над проектом
- Оформление выставки «Хлеб — всему голова».
- Оформление картин и другого иллюстративного материала, знакомящего детей с полем, сельскохозяйственной техникой, хлебобулочными изделиями. На этой выставке дети выступили в качестве экскурсоводов. Используя представленные экспонаты, стихи, пословицы, поговорки, они рассказали о процессе и технологии выращивания хлеба, о профессиях людей, заинтересованных в этом процессе.
- Познавательная беседа «Откуда хлеб на стол пришёл». В процессе беседы мы уточняли представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учили беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его вырастившим; обогащали знания детей о технике и машинах, которые помогают выращивать хлеб. Кроме того, организовали беседу с завхозом детского сада о том, сколько хлеба ежедневно нам привозят, какой он вкусный, свежий, как восхитительно пахнет и аппетитно выглядит, а также наблюдали за выгрузкой хлеба.
- Занятия по социально-бытовой ориентировке «Хлеб — всему голова», «Без труда хлеб не родится никогда», «Как выращивают хлеб».
- Рассматривание картин и репродукций: И. Шишкин «Рожь», Т. Мясоедов «Жатва», Машков «Снедь Московская. Хлеб». На этом этапе решались следующие задачи: сформировать представление о труде хлеборобов, о необходимости и важности их труда; расширять и уточнять словарь по данной теме, совершенствовать навыки рассматривания картин, развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
- Чтение литературы: С. Погореловский «Урожай», А. Ремезов «Хлебный колос», К. Паустовский «Тёплый хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая». Эти произведения помогли обогатить знания дошкольников о ценности хлеба, закрепить знания диалогической речи.
- Заучивание пословиц, поговорок, стихов, загадок. Совместно с детьми и родителями была составлена картотека пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах, что также позволило расширить кругозор детей, закрепить знания о профессиях людей, принимающих участие в выращивании хлеба.
- Рассматривание и сравнение колосьев зёрен ржи, пшеницы и овса.
- Экскурсия на кухню детского сада, выпуск альбома «От муки до ватрушки». Для уточнения знаний детей о процессе приготовления выпечки в детском саду, была проведена экскурсия на пищеблок, результатом которой стало создание фотоальбома.
- Опыты «Проращивание зёрен пшеницы», «Превращение зерна в муку». Дети проращивали зёрна пшеницы и овса, с нетерпением ждали всходов и наблюдали за первыми росточками.
- Дидактические игры «Угадай, что в мешочке», «Выложи колосок», «Угадай на вкус».
- Лепка из солёного теста атрибутов к игре «Хлебный магазин», пальчикового театра «Курочка Ряба», фоторамок. Во время практической деятельности дети пробовали сами замесить солёное тесто и изготовить из него различные поделки. Здесь ребята проявили всю свою фантазию, умение, сообразительность: самостоятельно придумывали форму, украшали своё изделие. Какой неописуемый восторг вызвали эти поделки, когда их просушили на кухне в духовом шкафу!
- Сочинение рассказов к совместным творческим семейным макетам. Каждому ребёнку была предоставлена возможность защитить свою работу. Конечно, выступление готовилось при непосредственном участии родителей. Были использованы стихи, чистоговорки, пословицы, загадки, потешки о хлебе.
- Проведение итогового занятия «Хлеб — всему голова». В рамках проекта воспитателями и педагогами были проведены открытые интегрированные занятия «Почему зерно сеют», «Его величество хлеб», «Хлеб — всему голова», «Злаки родного края». Это позволило расширить представления дошколят о практической жизни человека, познакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами, традициями.
- Участие в смотре проектов между детскими садами. Совместная работа воспитателей и детей над проектом помогла сформировать у детей стремление к выполнению творческих работ. Во время проведения смотра проектов дети с удовольствием выступали в роли экскурсоводов на выставке «Хлеб — всему голова».
- Оформление выставки «Хлеб — наше богатство».
- Составление сборника пословиц, поговорок, стихов и загадок о хлебе.
- Альбом иллюстраций «Как выращивают хлеб».
- Выставка образцов сельскохозяйственной техники, знакомящая детей с трудом хлебороба.
- Конкурс совместных творческих работ детей и родителей.
- Фотоальбом экскурсии детей на пищеблок детского сада «От муки до ватрушки», расширяющий знания детей о профессии повара и знакомящий с этапами приготовления изделий из теста.
- Вернисаж детских рисунков.
- Создание библиотеки художественной литературы о хлебе.
- Альбом иллюстраций, показывающих важность труда хлебороба.
Галина Ильичёва, Елена Николаева, воспитатели
НОУ «ИНЕСНЭК» филиал №2 — ДУ №335, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии