"Игры и Игрушки" №6-2017
Хали-хало или Штандер-стоп
Сегодня, к сожалению, у современных детей нет возможности играть целыми днями на улице в коллективные игры, да это как-то и не принято. Наши дети заняты учёбой и всевозможными развивающими секциями, а дома – играми, уткнувшись в компьютеры и планшеты. В настоящий момент дети практически не играют в коллективные игры, которыми были так увлечены их прабабушки и прадедушки. И всё же, некоторые, к примеру, «Хали-Хало», дошли и до наших дней.
Считается, что Хали-Хало берёт своё начало со времен Древней Греции, когда девушки собирались в хоровод вокруг одной Хелихелины (в переводе с греческого «Хели» это черепаха), и плясали вокруг неё, задавая ей разные вопросы. В России, с незапамятных времен, также играли в эту игру. Ведущий стоял в центре круга и загадывал слово, называя характеристики загаданного предмета, первую и последнюю буквы. Например: «Это предмет мебели, начинается на С, заканчивается на Л». Как только один из играющих верно произносил загаданное ведущим слово, в данном случае «стол», ведущий кричал «Хали-хало» и бросал мяч в сторону, а отгадавший слово должен был этот мяч догнать, поймать и крикнуть «стоп» ведущему, который тоже бежал, только в другую сторону. Затем игроку приходилось отгадывать, сколько шагов отдаляет его от ведущего. Такие шаги измерялись особыми величинами – это мини-шаги, прыжки, шаги-гиганты и прочее. Дойдя до ведущего, игрок должен был бросить мяч в кольцо, которое ведущий делает руками, держа их вытянутыми перед собой. При удачном броске кинувший мяч игрок становился ведущим.
В прошлом веке, в Германии, тоже существовала подобная игра, называлась она «Stand hier!», что в переводе на русский язык означает «Стой здесь». Сама же игра называлась «Штандер-стоп» - такая же подвижная игра с мячом, в которую можно играть не зависимо от возраста и количества участников, главное, чтобы их было не менее трёх. Играли в эту игру так: ведущий стоял в центре круга, очерченного мелом, игроки – вокруг него, ведущий подбрасывал мяч вверх, называя вслух имя одного из игроков. Тот, чьё имя назвал ведущий, должен быстро сориентироваться, забежать в нарисованный круг и поймать мяч. В случае успеха игрок, поймавший мяч, становился ведущим. В случае неудачи, когда мяч успевает коснуться земли, все играющие должны разбегаться в разные стороны, пока названный участник не поймает мяч. Когда мяч пойман, игроку нужно крикнуть «штандер», то есть «стоп», после этого слова все остальные игроки замирают на том месте, где их застала команда «стоп». Далее поймавший мяч ребёнок кидает его в одного из участников, им разрешено только уворачиваться от мяча, стоя на своём месте. Игрок, который бросает мяч, также должен находиться в очерченном круге, не покидая его. Ведущим становится тот, в кого попал мяч (или, наоборот, он выбывает из игры в другом варианте). Эта забава направлена на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.
Существует вариант игры «Штандер-стоп», который перекликается с игрой «Хали-хало». В этом случае, если игроки разбегаются очень далеко, ведущий, пока он ловит мяч, может выбрать одного из сбежавших и угадать, сколько шагов ему нужно пройти до указанного ребёнка (лилипутских, гигантских и так далее). Варианты шагов выбирает тот игрок, до которого должен шагать ведущий. В разных модификациях игр шаги придумывают сами участники и они варьируются в зависимости от фантазии играющих, например: гигантские шаги – огромные; нормальные – обычные; лилипутские – маленькие шажочки; лягушачьи - в припрыжку; кирпичики - шаг «пятка к носочку».
Если ведущий прошёл мимо (то есть не угадал количество шагов), он может попытаться кинуть мяч назад через голову, чтобы попасть в одного из играющих. В этом случае ведущим становится тот, в кого попал мяч.
Есть ещё один вариант игры – игра с баллами – каждый, в кого попадает мяч, получает один балл. Когда игрок набирает три штрафных балла, он выбывает из игры.
Такая игра, как «Хали-хало» (и её вариант «Штандер-стоп») способствует как физическому, так и умственному развитию, направлена на тренировку памяти, мышления, воображения, развитие координации, моторной ловкости, умения действовать сообща и способствует сплочённости коллектива.
Ирина Цыганова, педагог-психолог
и увлечённая мама, г. Долгопрудный
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии