"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2013
Сказка в музыке
Для развития представлений дошкольников о характере музыки, средствах музыкальной выразительности, о музыкальных инструментах, а также для знакомства с культурой и традициями русского народа, фольклором, устным народным творчеством мы проводим комплексное занятие «Сказка в музыке». Его проводят музыкальный руководитель (М.Р.), учитель-логопед (Л), воспитатель (В).
Ход занятия
М.Р. Ребята, мы с вами слушаем классическую музыку и знаем, что она может о многом рассказать. Скажите, о чём нам рассказывает музыка?Дети. Музыка может рассказать о настроении, о смене времён года, об игрушках.
М.Р. Правильно, музыка бывает разная по настроению, по своей выразительности. Сегодня мы с вами вспомним некоторые из произведений, и я предлагаю вам отправиться в сказку. (Звучит пьеса Г.Свиридова «Колдун». Дошкольники узнают и называют его, на экране появляется слайд с изображением Колдуна. Педагог и дети обсуждают характер музыки, средства музыкальной выразительности.)
Дети. Эта музыка со зловещим характером. Она показывает, какой колдун страшный.
М.Р. Скажите, пожалуйста, какой инструмент звучит и передаёт это настроение? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? (Дети отвечают, что звучит пианино, сначала музыка звучит тихо, а потом становится громче и громче. М.Р. предлагает детям прослушать уже знакомое им произведение А.Лядова «Кикимора». Дети слушают, узнают и называют произведение, на экране слайд — Кикимора. М.Р. предлагает детям высказать мнение о характере музыки, об их отношении к произведению.)
Дети. Эта музыка другая. Она неторопливая. Мы слышим какие-то осторожные шорохи. Может быть, это шаги. Или капли воды. Эта музыка связана с водой.
Л. Мы с вами знаем, что кикимора живёт на болоте. Это водоём. Какие ещё водоёмы вы знаете? (На слайде изображение болота, затем появляются фотографии озера, реки, моря. Дошкольники их рассматривают.)
Л. Каких жителей водоёмов вы знаете? Где вы их видели?
Дети: — Я на даче видела на пруду лягушек.
— В воде живут разные рыбы. Мой дедушка поймал щуку.
— В реке живёт рак, мы его с папой поймали.
— Бобёр строит хатки, он там живёт.
— К реке приходят разные животные, чтобы напиться.
— У воды летают стрекозы, бабочки, жучки. Вечером появляется много комаров. (На экране появляются рыбы, жуки, стрекозы.)
Л. Да, ребята, водоём — это целый город, в котором живут разные обитатели. Водоёмы нужно беречь от загрязнения. (Дети подходят к магнитному плакату «Водоём». На нём изображён пруд, но вместо рыб плавают пустые бутылки; на берегу валяются открытые консервные банки; видны следы костра и кучи мусора.)
Л. Ребята, что же случилось с этим водоёмом? Вы встречали такой пруд? (Дети рассматривают плакат, замечают разницу водоёмов на экране и на плакате. Они приходят к выводу о том, что нельзя сорить на берегу, бросать мусор в воду, так как от этого страдают все жители пруда.)
В. Ребята, мы с вами читали сказки, которые сочинил А.С. Пушкин. Давайте их вспомним. Слушайте внимательно и договаривайте все вместе строчку из сказки:
У Лукоморья… (дуб зелёный),
Златая цепь… (на дубе том).
Жил старик со своею старухой
У самого… (синего моря).
Три девицы под окном
Пряли… (поздно вечерком).
В. Давайте посмотрим, с чего начинается эта сказка. (Инсценировка детьми отрывка «Три девицы под окном…» из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.)
М.Р. Русский композитор Николай Римский-Корсаков создал музыку, с помощью которой изобразил персонажей этой сказки. Некоторые произведения мы с вами уже слушали на музыкальных занятиях, давайте сегодня их вспомним. (Звучит пьеса Н.Римского-Корсакова «Полёт шмеля». На экране появляется слайд — Шмель из «Сказки о царе Салтане».)
Дети. Музыка очень быстрая. Кажется, что мы слышим жужжание шмеля. (Звучит пьеса Н.Римского-Корсакова «33 богатыря», вниманию детей представляют слайд — 33 богатыря. М.Р. с детьми обсуждают характер музыки, средства музыкальной выразительности.)
Дети. Музыка торжественная. Она передаёт силу и мощь богатырей.
М.Р. Каким инструментом или инструментами исполняется это произведение? (Дети отвечают, что это произведение исполняет оркестр, звучит много духовых и ударных инструментов. Отрывок из сказки читает мальчик, одетый в доспехи богатыря.)
Л. Наши мальчики тоже растут богатырями. Посмотрите, как важно и гордо они шагают! Они вышли на защиту своих близких. (Мальчики в доспехах шагают по залу, впереди Черномор. Звучит пьеса Н.Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь», детям показывают слайд — Царевна-Лебедь. М.Р. с детьми обсуждают характер музыки.)
Дети. Музыка плавная, неторопливая, нежная. Передаёт плавность движений царевны, «как лебедь плывёт». Произведение исполняется оркестром. Особенно выделяются струнные и духовые инструменты. (Отрывок из сказки читает девочка, одетая в костюм царевны.)
В. Ребята, ваши родители приготовили сюрприз — замечательные раскраски с изображением сказочных героев, о которых мы сегодня слушали замечательные произведения. (Детям вручают раскраски.)
Вера Бросалина, учитель-логопед,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Валентина Серова, воспитатель высшей квалификационной категории
Ирина Бородина, музыкальный руководитель,
воспитатель высшей квалификационной категории,
детский сад № 908 компенсирующего вида г. Москвы
Рекомендуем почитать
- Строим воздушные замки
- Хотите стать нашим автором?
- История маленькой обезьянки Fingerlings
- Алексей Кожевников: «Живите играючи и воплощайте свои детские мечты!»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии