"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
История часов
Цель: знакомство детей с историей возникновения и усовершенствования часов.
Задачи:
- дать представление о различных видах и конструкциях часов;
- совершенствовать представление о времени;
- вызывать интерес к достижениям научно-технического процесса;
- знакомить с разнообразием предметного мира;
- расширять словарный запас;
- развивать инициативу, самостоятельность в решении творческих задач;
- приобщать к общечеловеческим ценностям.
Материалы и оборудование: доска магнитная, фотографии часов, коллекция различных видов часов, картонный циферблат и стрелки для игр, макет солнечных часов, шаблоны декоративных часов для украшения, бумага для рисования, пастель масляная.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, как раньше, в давние времена, люди узнавали время? (Ответы, предположения детей.)Педагог: Солнечные часы – самые древние. Человек заметил, что тень от дерева перемещается по земле вокруг ствола. Стал наблюдать, делать отметки. (Педагог проводит обсуждение с детьми, как сделать солнечные часы.)
Педагог: Ребята, а по солнцу всегда возможно узнать время?
Дети: Нет, иногда пасмурно или на улице ночь.
Педагог: Верно. Поэтому люди использовали и другие методы. Давайте о них поговорим. Например, на Руси утренний час узнавали по петушиному крику.
Скажите, может петух точно сообщить время? (Нет.) Вот ещё вариант: водяные часы. Житель Рима Сципион Назик просверлил дырочку в банке и наблюдал, как из неё капли вытекают. Через каждый час делал отметку – чёрточку на банке. Так и создал он водяные часы. Так же работают и песочные часы. Но песочные часы не очень точные. Песочек растирается на мелкие частицы и быстрее просыпается. Как вы думаете, водяные и песочные часы удобные? (Ответы и предположения детей.) Вы знаете где сейчас используют песочные часы? (Ответы и предположения детей.)
Педагог: Как называются наши современные часы? Механические. Первые такие часы были размером с бревно. А затем технология начала совершенствоваться. Появились ходики с маятником, а потом и вовсе карманные часы. В старину они заводились ключиком. Изобрёл эти часы Иван Петрович Кулибин.
Педагог: После такого технического прорыва часы стали быстро меняться. Изобрели часы электронные, кварцевые, атомные, будильник, цветочные часы. (Каждый вид часов рассматриваем в нашем «музее» или на фотографиях.)
Педагог: А как вы думаете, какие часы самые-самые точные? (Ответы и предположения детей.) Самые точные – атомные часы, они находятся в Великобритании. А теперь давайте с вами подумаем, как называются разные часы? (Игра «Как называются часы?»)
Педагог: На улице – уличные. Продолжите дальше сами. На стене – … На башне – … (На столе, на полу, на руке, в кармане, под водой, на башне.)
Педагог: Где находятся самые главные часы нашей страны? (Ответы и предположения детей.)
Педагог: Верно, на Красной площади – в самом сердце столицы. Часы на Спасской башне называются «куранты». Механизм этих часов полностью занимает очень большую комнату. Можете себе представить?! Их стрелка длиной почти 3 м. У часов 4 циферблата: со всех сторон четырёхугольной Спасской башни. Высотой эти циферблаты больше роста человека. Знаете ли вы, что в 6 утра и в 6 вечера куранты не только бьют положенное число раз, но и играют Гимн РФ. Заводят эти часы 2 раза в сутки.
Педагог: Часы теперь – не только отдельный предмет, вспомните, в какой технике и приборах можно увидеть часы?
Дети: В телефоне, плите, холодильнике, компьютере, холодильнике, стиральной машине, велотренажёре, автомобиле.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, из чего делают современные часы? Давайте вместе предположим? (Игра «Что подходит для изготовления часов?») Я буду называть материалы, если они подходят – хлопайте ладошкам. Если нет – подпрыгивайте на месте. (Слова для игры: глина, ткань, металл, мех, мох, пластик, клей, лёд, мёд, компот, дрова, дерево, золото, картон, зеркало, мел, нитки, минералы.)
Педагог: Мы с вами уже поняли, как трудно было людям в древности определять время. Сейчас точный час нам всегда укажут стрелки часов. Посмотрим, умеете ли вы определять время. (Игра «Найди названное время». Детям сообщается «их» время, даётся на выбор несколько циферблатов. Ребята должны выбрать тот, который соответствует их заданию.)
Педагог: А теперь играем наоборот. Игра называется «Согласись или исправь названное время». Я беру в руки часы с циферблатом, устанавливаю на них время, называю его и показываю вам. Если я поставила стрелки неверно, поправьте их.
Педагог: Ну-ка, ребята, отгадайте загадки!
Кто всегда идёт, а с места не сойдёт?
Я всегда хожу по кругу.
Круг – лицо, а стрелки – руки.
Стрелка к стрелке подбегает:
«Как здоровье, дорогая? Всё в порядке?
Не отстала? Ну, пока! Я побежала».
Педагог: Мы уже назвали материалы, из которых изготавливают часы. А как же часы устроены? Внутри – механизм, могут быть батарейки или электрический шнур для подсоединения к розетке. Снаружи – электронное табло или циферблат с цифрами и стрелками. Сколько стрелок бывает у часов? А вы хотели бы сами придумать модель часов? (Ответы детей.)
Педагог: Тогда – за дело! (Дети выбирают шаблоны часов и приступают к собственному оформлению. Предлагаются варианты шаблонов в виде ёлочки, автомобиля, цветка, домика. По окончанию творческой работы устраивается выставка рисунков.)
Надежда Тислова, педагог доп. образования
ГБОУ Школа № 1374 УК «Маленькая страна»
Рекомендуем почитать
- Гиперактивный ребёнок – что делать?
- Лотошка. От младенца до школьника!
- Развивающие игры Bondibon
- Маленькие лаборанты
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии