"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Звук «р» в словах со слогом «ра»
Цель: автоматизация звука «р» в словах со слогом «ра».
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- учить правильно произносить звук «р» в словах с ударением и без ударения на слог «ра»;
- развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
- упражнять в умении выделять общую основу слов и подбирать слова в рифму.
Оборудование: песочница с песком; мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра»; картинки к ребусу; картинки героев сказки «Золотой ключик»; предметные картинки со слогом «ра», карточки с заданиями, геометрические фигуры, мяч.
Ход занятия
Логопед: Здравствуй, Максим! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями. (Начинается работа в песочнице.) Итак, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). Покажи, Максим, как она текла. И были у той реки крутые берега: берег правый и берег левый. На правом берегу реки в своём домике жил гномик Раф (предлагается ребёнку поставить домик в правой стороне песочницы). Как звали гномика?Ребёнок: Раф.
Логопед: У него был фруктовый сад и цветник, где росли только астры (ребёнок выставляет макеты деревьев и цветов). Астры были красивыми, красными и разными другими. Раф любил ухаживать за астрами и собирать из них букеты. За какими цветами ухаживал Раф?
Ребёнок: За астрами.
Логопед: Какими астры были?
Ребёнок: Красными и разными другими.
Логопед: А на левом берегу реки в своём домике жил его брат – гномик Рад (ребёнок ставит макет домика). Каждое утро он выходил на крыльцо своего домика и радовался солнышку. «Ра – ра – ра! Я очень рад!» – пел гномик. Как пел гномик? Повтори!
Ребёнок: Ра – ра – ра! Я очень рад!
Логопед: Братья очень любят играть в игру «Эхо» с мячом. Один гномик говорит слово и бросает мяч, а другой – ловит мяч и повторяет слово. И мы сейчас поиграем с тобой в эту игру. Повторяй за мной правильно!
Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка.
Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара, штора, шпора, конура, канистра.
Логопед: Однажды братья услышали, что давным-давно злой волшебник Звукоед спрятал в городе клад и забыл куда. Давай поможем братьям отыскать сокровища. (Ребёнок отыскивает в песке мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра» и называет их.)
Логопед: Гномики любят выполнять разные задания и хотят, чтобы ты тоже их выполнил. Но карточки с заданиями надо сначала отыскать. (Логопед даёт инструкции, а ребёнок отыскивает карточки, отмеченные геометрическими фигурами.)
Логопед: Посмотри на карточку. (Задание №1 Игра «Буква потерялась».) И скажи, какой буквы не хватает в этих словах. Произнеси слова с нужным звуком.
...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова. Раздели на слоги слово «конура». Произнеси слово без слога «ну».
Ребёнок: Конура – кора.
Логопед: Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.) Переставь слоги в слове «нора». (Рано.) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.)
Логопед: А сейчас поиграем в игру «Слово в слове» (на карточке задание № 2). Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.
Радуга (дуга). Какой слог исчез из слова? (Ра.) Ракета (рак, кета), пират (пир, тир), барабан (бар, рана, раб), баранка (баран, ранка), ракушки (рак, ушки).
Логопед: А вот и следующая карточка. Переставь буквы (на карточке задание № 3).
Ребёнок: Рад – дар. Гора – рога. Мара – рама.
Логопед: Реши ребус. Назови предметы. (Рыба, арбуз, краб.) Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.)
Логопед: Наши слова решили помериться длиной. Назови самое длинное слово (на карточке задание № 4). Рак, рана, рамка, радуга, ракушка, раковина. Сколько звуков в каждом слове? (Ребёнок отвечает.) Какая общая часть есть в словах «баран», «баранка», «барабан»? (Баран.)
Логопед: Гномики стали рассказывать друг другу чистоговороки, да окончание забыли. Подскажи им конец чистоговорки.
Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).
Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).
Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).
Вей-вей-вей, несёт травинку ... (муравей).
Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).
Логопед: Посмотри на картинки, назови слова. Замени первый звук в слове.
Ребёнок: Гора – пора – нора – кора.
Логопед: Теперь поучимся размышлять. Подумай, что общего между раком, карасём и ракушкой? (Слог «ра»).
Логопед: Посмотри на картинки и назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?» (картинки из сказки «Золотой ключик».)
Ребёнок: Карабас-Барабас, Буратино.
Логопед: Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса: Буратино или Артемон? Почему? (Ребёнок отвечает.) Назови картинки со слогом «ра» (на столе выложены предметные картинки).
Логопед: Молодец, Максим, с заданиями ты справился хорошо! Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Придумай дома пять слов, которые начинаются со слога «ра».
Надежда Кокина, учитель-логопед МБДОУ
Д/с № 43 «Гнёздышко», г.Тольятти
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии