"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Игры с предметами
Игра – это важный этап в жизни ребёнка. Играя, ребёнок развивается, обучается, познает мир, получает определённые знания, умения и навыки. Пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению. Развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме. Данный комплекс игровых упражнений с шишками помогает ребёнку развивать и совершенствовать мелкую моторику, которая оказывает большое влияние не только на речь, но и на развитие высших психических функций; помогает снять тревожность, развивает коммуникативные навыки, способствует развитию познавательных способностей. Манипулируя шишками, малыш массирует себе пальчики и ладошки. Упражнения можно делать с детьми разного возраста. В игровой самомассаж можно внести и элементы аромотерапии, капнув на шишки кедрового, елового или любого другого масла. Это способствует еще и повышению иммунитета ребёнка, улучшению его эмоционального состояния. Малышам предлагаются простые упражнения, с которыми они могут справиться (или пассивный массаж с участием взрослого), а детям постарше подойдут упражнения всего комплекса. Каждое упражнение сопровождается коротким стихотворным текстом. Слушая его, а потом и проговаривая, ребёнок включатся в процесс деятельности и в ритм упражнения. Для обучения детей упражнениям лучше всего использовать молодые, свежие шишки, так как они не колются, имеют приятный аромат и не вызывают отрицательных эмоций. Размер шишек составляет примерно 3-3,5 см.
Играйте вместе с ребёнком весело, интересно, с прекрасным настроением! Для начала можно провести с малышом короткую беседу о шишках. Задать ему вопросы, например: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?
Упражнение «Согрею ладошки»
Данное упражнение проводится до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Шишку располагается между ладошками ребёнка. Взрослый предлагает ему делать движения руками, как бы потирая ладошки друг о дружку. При этом взрослый произносит стишок.Ох, и холодно ладошкам!
Я погрею их немножко.
Упражнение «Малышка»
Ребёнок катает шишку между подушечками большого и указательного (среднего, безымянного, мизинца) пальцев правой, затем левой руки.Я катаю шишечку,
Шишечку-малышечку.
Упражнение «Утка»
Предлагаем ребёнку покатать шишку между большим пальцем и остальными пальцами на правой руке, затем на левой руке. Как усложнение, ребёнок катает шишку на обеих руках, а также со скрещенными руками.Кря-кря-кря –
Буду плавать я, друзья.
Упражнение «Лампочка»
Ребёнку необходимо покрутить вертикально стоящую шишку в различных точках ладошки (на правой ладошке, на левой).Вкрутим лампочку скорее,
Чтобы было всем светлее.
Упражнение «Считалка»
Ребёнку предлагается «попрыгать» по подушечкам пальцев одной руки, используя шишку, находящуюся в другой руке (на правой руке, потом на левой).Раз, два, три, четыре, пять,
Буду прыгать и считать.
Упражнение «Дорожка»
Ребёнок «прыгает» с помощью вертикально стоящей шишки по каждому пальцу руки от его кончика к ладони и обратно.Топ, топ, топ, шагают ножки
По длинной, узенькой дорожке.
Упражнение «Ёлочка»
Ребёнок должен удерживать вертикально стоящую шишку большим и указательным пальцем, затем большим и средним пальцем и так далее. Упражнение выполняется поочерёдно, то левой рукой, то правой. При этом считаем от 1 до 5.Ёлочка пушистая в комнате стоит.
На макушке красная звездочка горит.
Упражнение «Передача»
Ребёнок аккуратно берёт шишку подушечками большого и указательного пальцев правой руки, затем передаёт шишку подушечкам большого и указательного пальца левой руки, затем большому и среднему пальцам правой, потом большому и среднему пальцу левой руки.Шишку бережно держу,
А потом передаю.
Упражнение «Поймай мишку»
Материал: палочка, верёвочка, шишка.К деревянной палочке привязана веревочка, на конце которой шишка. Детям предлагается скрутить и раскрутить веревочку, держа палочку кончиками пальцев (указательным, средним и большим) с двух сторон. Возможно внесение соревновательного момента при игре в паре.
Упражнение «Вертушка»
Одновременно ребёнок должен покрутить шишку подушечками больших и указательных пальцев обеих рук, от себя и на себя, затем то же самое проделать с остальными пальцами, при этом не меняя большой палец.В пальцах шишку я верчу,
Я её не уроню.
Упражнение «Выложи по контуру»
Материал: листочки с контурами, мелкие шишки.Предлагаем ребёнку листочки с контурами любых предметов, животных, явлений природы. Необходимо шишками выложить предложенный контур и рассказать, что получилось.
Упражнение «Крючки»
Ребёнок удерживает шишку каждым пальцем правой, левой руки.Ой, намокла наша шишка,
На крючок повешу быстро.
Упражнение «Каток»
Малышу предлагаем катить шишку, горизонтально расположенную на руке, начиная с большого пальца по ладони до кисти и обратно. Все повторить с остальными пальцами (на правой руке, потом на левой).Шишку крепко я держу
И по пальчику качу,
А ещё немножко по своей ладошке.
Упражнение «Прятки»
Предлагаем ребёнку положить шишку на ладошку, сжать в кулачок (спрятали шишку), потом разжать (нашли шишку). Упражнение выполняется правой рукой, левой рукой и двумя руками одновременно.Есть хорошая игра –
В прятки нам играть пора!
Упражнение «Спрячь игрушку в шишках»
Материал: контейнер, игрушки (предметы, буквы, цифры, фигуры), шишки.Предлагаем ребёнку спрятать игрушку в контейнере, засыпав её шишками, затем убирать шишки по одной.
Упражнения с шишками, равно как и другие природные материалы, можно включать в процесс любого занятия, в режимные моменты, в различные игры и прогулки.
Ирина Михайлова, учитель-
Логопед ГБОУ Школа № 2109,
дошкольный корпус «Цветик», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Игрушка - это выражение любви взрослых к детям
- Учимся, играя (для дошкольников)
- Военная игрушка
- Детская предметно-развивающая среда
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии