"Игры и Игрушки" №3-2017
Игры с конструктором для самых маленьких
Очень часто, купив конструктор, взрослые предлагают ребёнку сразу все детали, рассчитывая, что малыш тут же что-то из них построит. Но этого не происходит. Ребёнок теряется в изобилии. Он не знаком с названиями деталей, не знает, что с ними делать. Малыш механически перебирает и бросает детали, строит и тут же рушит постройку, кидается деталями, однообразно действует одну минуту и тут же переключается на другие более интересные ему занятия. В чём причина? Ему просто не нравится такая игрушка? Или нам, взрослым, нужно сначала научить малыша играть с конструктором?
Знакомим малыша с конструктором
С одного года до трёх лет малышей следует познакомить с основными, самыми простыми деталями из конструктора. Названия деталей конструктора сложны для ребёнка, поэтому желательно давать «детские» названия, понятные для них: кирпичик (параллелепипед), крыша (треугольная призма), шапочка или шляпка (полусфера). Чтобы малыш выучил названия, нужно постоянно использовать эти слова в разговоре: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка». Проводить такую работу можно и в тот момент, когда вы убираете конструктор на место. Например, сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики, потом кирпичики. На третьем году жизни ребёнка можно проводить игры «Что в мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешок деталь конструктора, а ребёнок её обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и правильно назвать.Лучше, если сначала вы будете давать ребёнку конструктор с деталями разной формы, но одного цвета. Тогда малышу будет легче отличать их форму и ориентироваться в ней. И только после этого ребёнку следует давать цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, - в этом случае он учится различать не только форму, но и цвет, потом размер деталей. Не доставайте сразу же все детали конструктора! Их может быть в наборе от 50 до 100 и более, а ребёнку достаточно для первых построек всего 10-12 деталей.
Что может построить малыш
В раннем возрасте малыш узнаёт от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования.Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этом изменяется их устойчивость. Например:
- Кубики можно поставить горизонтально, получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
- Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, тогда получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую, если их соединять друг с другом длинной стороной.
- Если те же самые кирпичики поставить вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик.
- Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик – получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально, получится совсем другая постройка – не стул, а стол!
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство. Например:
- Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коров, делаем парк, делаем двор для прогулок матрёшек и других маленьких фигурок людей и зверей.
- Мы строим гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
- Мы строим трамвай или автобус. Для этого делаем замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нём сидения для пассажиров и место для водителя.
Этапы игр с конструктором
Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новому. К следующему этапу мы переходим только, когда предыдущий этап уже освоен ребёнком.Основные этапы усложнения построек для малышей:
Этап 1. Строительство из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка.)
Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребёнка встречаются детали трёх форм (кубики, кирпичики и ещё одна новая форма).
Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить «призмами-крышами».
Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.
Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
автор сайта для педагогов и родителей «Родная тропинка»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии