"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Игры на развитие речевого дыхания
Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.
Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
Для развития дыхания ребёнка используются множество дыхательных игр:
Оборудование: лёгкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.
Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами. Тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.
Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона, тем самым создавая трудность в забивании гола. Важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. При необходимости их можно придерживать пальцами.
Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.
Ход игры: Сегодня, ребята, мы проводим соревнование: кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуйте на шарик. Важно следить за щеками ребёнка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.
Ход игры: Посмотри, какой у меня есть красивый волшебный цветок. А ты знаешь, что на нём живут бабочки? Вот только беда: злой волшебник заколдовал их, и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!
Оборудование: коробка из под обуви, оформленная в виде летней полянки; бумажные бабочки, привязанные на нити.
Ход игры: Наступило прекрасное тёплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, в небе запорхали бабочки. Покажи, как?
Ребёнок дует на бабочек, чтобы они поднимались вверх на своих ниточках. Желательно, чтобы процесс был непрерывным.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: Сегодня, ребята, вы мои гости, горячим чаем всех я угощаю. Чтобы не обжечься вам, дуть я предлагаю!
Оборудование: коробка из-под обуви, оформленная по зимним мотивам, бумажные снежинки на нити.
Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребёнок дует на снежинки, чтобы они поднялись в воздух.
Ход игры: Мишка очень шишки любит,
Угощу его я ей.
Благодарен он мне будет,
Сразу станет подобрей.
Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, то есть угостить его.
Ход игры: Посмотрите, ребята, наше солнце закрывают тучи (из ваты или пенопласта). Помогите раздуть, разогнать тучи.
Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом-поддувалочки: распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие. Дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с неё одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.
В копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания, это очень важно. Эти игры способствуют развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.
Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
- развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Для развития дыхания ребёнка используются множество дыхательных игр:
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на лёгкие шарики, карандаши, свечи;
- дуть на плавающих в тазу уточек, кораблики, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
- надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
- поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.
«Забей гол Дракоше»
Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.Оборудование: лёгкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.
Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами. Тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.
Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона, тем самым создавая трудность в забивании гола. Важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. При необходимости их можно придерживать пальцами.
«Кто загонит мяч в ворота»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.
Ход игры: Сегодня, ребята, мы проводим соревнование: кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуйте на шарик. Важно следить за щеками ребёнка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Волшебные бабочки»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.
Ход игры: Посмотри, какой у меня есть красивый волшебный цветок. А ты знаешь, что на нём живут бабочки? Вот только беда: злой волшебник заколдовал их, и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!
«Бабочки порхают»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.Оборудование: коробка из под обуви, оформленная в виде летней полянки; бумажные бабочки, привязанные на нити.
Ход игры: Наступило прекрасное тёплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, в небе запорхали бабочки. Покажи, как?
Ребёнок дует на бабочек, чтобы они поднимались вверх на своих ниточках. Желательно, чтобы процесс был непрерывным.
«Горячий чай»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: Сегодня, ребята, вы мои гости, горячим чаем всех я угощаю. Чтобы не обжечься вам, дуть я предлагаю!
«Снег кружится, летает, летает»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.Оборудование: коробка из-под обуви, оформленная по зимним мотивам, бумажные снежинки на нити.
Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребёнок дует на снежинки, чтобы они поднялись в воздух.
«Мишка»
Цель: формировать направленный ротовой выдох.Ход игры: Мишка очень шишки любит,
Угощу его я ей.
Благодарен он мне будет,
Сразу станет подобрей.
Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, то есть угостить его.
«Хорошая погода»
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.Ход игры: Посмотрите, ребята, наше солнце закрывают тучи (из ваты или пенопласта). Помогите раздуть, разогнать тучи.
Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом-поддувалочки: распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие. Дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с неё одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.
В копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания, это очень важно. Эти игры способствуют развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.
Ирина Бочкарева, логопед, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Отзывы на статью «Что такое православная игрушка?
- Московская фабрика мягкой игрушки «Флиппер Тойз»
- Умные игры Т. Барчан, АНО ЦОТР "Ребус"
- Экзамен – испытание на прочность?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку