"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Игровой материал Татьяны Барчан
Центр внешкольной работы «Синяя птица» создан для организации работы с детьми по программам дополнительного образования. Общее количество детей и подростков в нашем Центре составляет более двух тысяч человек. В последние годы нами уделяется большое внимание созданию адекватных условий для полноценного развития детей, имеющих особенности в развитии, ограниченные возможности здоровья или трудности в школьном обучении. В работе с такими детьми мы с большим успехом и удовольствием для детей используем игровой материал, разработанный в Учебно-методическом центре «Ребус» автором Татьяной Барчан.
Часто у детей, лишённых широкого общения со сверстниками, бывает недостаточно развито словесно-логическое мышление, что связано с проблемами речевого развития, низким уровнем владения мыслительными операциями – сравнение, обобщение, группировка. Трудно даётся и запоминание материала, требующего логического объединения частей в последовательное и целое. Для решения этих проблем педагоги ЦВР и используют настольные игры Центра «Ребус». Это увлекательный и содержательный материал для занятий на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания, восприятия («Не только кошкин дом», «Вопрос ребром», «Расскажи мне, расскажи», «Куча мала» и другие.) В играх с правилами («Логические домики», «Геометрия на верёвочке», «Где мышонок?», «Мультикарты», «Дорожки без кошки» и другие) хорошо поддаётся тренировке произвольное внимание детей. Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия (первый этап – узнавание, второй этап – создание полноценного образа, считывающего все свойства предметов: форму, величину, цвет, наличие и соотнесение частей).
С неожиданной стороны открылись возможности использования разработок ЦОТР «Ребус» в работе с аутичными детьми. Дети с нарушениями взаимодействия с окружающим миром при выкладывании на стол игрового пособия самопроизвольно вовлекались в деятельность, в вербальное общение. С помощью игр «Словесный калейдоскоп», «О чём речь?», «Слово не воробей», «Слоги, ребусы, загадки» удалось установить тот факт, что аутичные дети знают и понимают на самом деле значительно больше, чем могут показать на обычном занятии. С помощью этих игр стало возможным выявление у детей сформированности причинно-следственных связей, переносных понятий, понимание загадок и многозначных слов русского языка.
При проведении занятий по развитию речи, организованных для детей с трудностями общения, отлично помогают игровые пособия цикла «Игры по грамматике и орфографии». С их помощью дети с дисграфическими нарушениями качественнее усваивают основы грамотного правописания – в увлекательной, игровой, ненавязчивой форме. Эти игры могут быть использованы на уроках в общеобразовательной школе как при объяснении, так и при закреплении изучаемого материала. При этом работа с детьми может успешно проводиться и фронтально, и индивидуально. Удобно использовать эти пособия и при контроле знаний учащихся.
По рекомендации педагогов родители, использующие пособия Татьяны Барчан в домашних условиях, отмечают улучшение качества общения с ребёнком, снятие острых вопросов, связанных с выполнением домашних заданий по русскому языку, устранению страха детей перед проверочными работами, повышению общего интереса к изучению родного языка.
В предлагаемых игровых материалах гармонично сочетаются внешний вид и качество изготовления игры, её методическая ценность и многофункциональность использования в работе. Они открывают простор для творческого осмысления и изобретения новых вариантов игры как педагогом, так и родителем. Качественный, привлекательный игровой материал побуждает фантазию и воображение. Игры Татьяны Барчан эстетичны, художественны, завладевают умом ребёнка настолько, что он сам начинает придумывать игры с этими карточками и вовлекать в игру окружающих. А это развивает его коммуникативные, личностные, интеллектуальные и творческие способности, независимо от тематики игры.
Широкое использование игровых пособий Татьяны Барчан в практику педагогической работы с детьми разного возраста будет способствовать устранению многих проблем, связанных с обучением, воспитанием и развитием в максимально адекватной физиологическому состоянию каждого ребёнка форме.
Елена Адамова, директор,
Ольга Тихомирова, методист,
ГОУ ЦВР «Синяя птица», г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии