"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Игры для обучения дошкольников грамоте
Конспект тематического фрагмента родительского собрания в старшей группе
В старшей и подготовительной группе некоторые вопросы обучения детей мы по запросу родителей выносим на родительские собрания. На одном из них были представлены игровые средства обучения дошкольников грамоте.
Задача: познакомить родителей с дидактическими играми для подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мяч.
Демонстрационный материал: выставка дидактических игр; слайды: тест «Проверь себя!», слоги для игры «Замени звук»; изображения предметов-отгадок загадок; «Звуковая коробочка» с ленточками; изображения звуковичков; плоскостные изображения цветов синего, зелёного и красного цвета.
Раздаточный материал: карандаши, бланки с тестами, предметные картинки: арбуз, удочка, пушка, пила, обруч, парашют, пуговица, пингвин, аист, улитка, ослик, панда, пугало; набор карточек с 4-я предметными картинками, фишки.
Ход собрания
(С родителями проводят игру «Комплимент-шутка», способствующую созданию благоприятной свободному общению эмоциональной обстановки. Стоя в кругу, каждый участник по очереди называет свое имя, а стоящий рядом родитель делает ему комплимент в шуточной форме.)
Логопед: Уважаемые родители, мы хотим, чтобы обучение дошкольников грамоте было интересным и увлекательным. Давайте выясним, нужны ли взрослым для этого специальные знания. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Логопед демонстрирует на экране слайд с вопросами теста.)
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Сколько букв в русском языке?
- Какие буквы в русском языке не имеют звука?
- Какие гласные называются йотированными?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Как можно посчитать слоги в слове?
- Сколько слогов в слове «длинношеее» (животное)?
- Сколько звуков в слове «июль»?
- Сколько мягких согласных звуков в слове «Юлия»?
- Сколько глухих согласных звуков в слове «лодка»?
- Сколько звуков [о] в слове «молоко» мы произносим?
Логопед: Казалось бы, ответить на эти вопросы просто, но результаты теста показали необходимость знаний, некоторые из которых дошкольники уже получили в детском саду. Ваши дети могут ответить на ряд вопросов, поэтому приглашаем принять участие вместе с ними в играх. (В зал приходят дети с воспитателем, они встают полукругом перед родителями.)
Логопед: Ребята, давайте расскажем, что мы знаем о звуках. (Логопед предлагает всем подойти к стенду с символами звуков.) Кто сможет рассказать, что это за символы?
Дети: Красные звуковички обозначают гласные звуки, синие – согласные твёрдые звуки; зелёные – согласные мягкие звуки. Колокольчик всегда у звуковичка, который обозначает звонкий звук.
Логопед: Давайте поиграем с волшебной коробочкой, она поможет проверить гласные или согласные звуки. (Логопед произносит звук [c], ребёнок повторяет его и, пока звук звучит, вместе с родителем вытягивает из коробочки цветную ленточку, затем даёт характеристику звуку с учётом длины ленточки. Логопед последовательно называет звуки [а], [к], [у], [н], [о], [ж], [м] и играет с другими детьми.)
Логопед: Теперь наши гости увидели, как мы с вами определяем гласный или согласный звук. С какими звуками мы будем играть с вами сегодня? Это вы узнаете, когда отгадаете мои загадки! (Логопед загадывает загадки про паука, подушку, пирожок, помидор и поросёнка. Дети отгадывают их, после каждого правильного ответа на слайде появляется картинка-отгадка. Затем логопед демонстрирует слайд, на котором вместе представлены все отгадки. Дети с родителями произносят каждое слово, выделяя голосом первый звук, и приходят к выводу о том, что в слове пирожок первый звук [пь], а во всех остальных словах первый звук [п].)
Логопед: Что можно сказать про эти звуки? Какие они? (Дети характеризуют [п] как согласный твёрдый и [пь] как согласный мягкий звуки.) Молодцы! Теперь предлагаю разделиться на две команды. В одной команде будут родители, а в другой дети. Родители, первые слоги, которые понадобятся нам для игры, вы можете прочитать на слайде, а потом называйте их сами. (Проводится игра с мячом «Замени звук». На слайде последовательность слогов: АП, ОП, УП, ПЫ, ПЭ, ИП. Команды встают друг напротив друга, каждый родитель произносят слог со звуком [п] и бросает мяч ребёнку-игроку другой команды. Дошкольник меняет в слоге звук [п] на [пь] и бросает мяч другому взрослому.)
Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Сейчас мы с вами погуляем по цветочной полянке. На ней красные, синие и зелёные цветы. (Логопед раздаёт каждой паре ребёнок-родитель по одной предметной картинке.) Вы будете гулять по полянке, пока звучит музыка. Как только музыка прекратится, нужно найти свой цветок. Если слово на вашей картинке начинается на гласный звук, то нужно встать рядом с красным цветком, если на согласный твёрдый звук - рядом с синим цветком, если первый звук согласный мягкий, то встать надо рядом с зелёным цветком. (Проводится дидактическая игра «Звуковые полянки», затем дети и родители садятся за столы.)
Логопед: А теперь игра «Закрой картинку». У каждого участника игры карточка с 4-я картинками. Например: пила, посуда, попугай, подушка. В названии каждой картинки есть звук [п] или [пь]. Надо закрыть каждую картинку фишкой синего или зелёного цвета, в зависимости от того, мягкий [пь] или твёрдый [п] согласный звук в слове. (Дети выполняют задание вместе с родителями.)
Логопед: Ребята, вы все очень хорошо играли, и в группе вас ждёт сюрприз. (Дети уходят с воспитателем. Логопедом заранее оставлены в группе картинки-раскраски.) Уважаемые родители, игры и упражнения, в которых вы сегодня участвовали вместе с детьми, нужны нам при подготовке к обучению грамоте. Предлагаю ознакомиться и с другими играми, которые представлены на нашей выставке, а потом мы перейдём к другим вопросам собрания. (Логопед обращает внимание родителей на дидактические игры и уточняет игровые правила некоторых из них.)
Татьяна Зверева, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 86 «Антошка»
г. Братск, Иркутская область
Рекомендуем почитать
- Есть чем развлечься: игры в мистику
- Весёлый Осьминог
- Волк и яйца
- Мы работаем для детей и ради детей!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии