"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Где песня поётся, там весело живётся
Конспект музыкального занятия с использованием фольклорного репертуара для детей подготовительной группы
Фольклорный репертуар неизменно вызывает заинтересованность и эмоциональный отклик дошкольников. Включение его в разные виды музыкальной деятельности помогает развитию песенного, игрового и танцевального творчества детей. Представляю вниманию читателей свой опыт использования русского фольклора в структуре тематического музыкального занятия для старших дошкольников.
Цель: формирование культурных музыкальных традиций России.
Обучающие задачи: знакомство детей с разными формами детского фольклора.
Развивающие задачи: расширение диапазона детского голоса, развитие творческих способностей, вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средством музыкального фольклора.
Воспитательные задачи: воспитание эстетических чувств, уважения и любви к своей Родине - России.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, фланелеграф.
Демонстрационный материал: балалайка, гармонь, ноты из плотного картона, музыкальный букварь Н. Ветлугиной.
Раздаточный материал: деревянные ложки, колокольчики, карточки с изображениями балалайки и гармони.
Костюмы: сарафаны, рубахи-косоворотки.
Ход занятия (Музыкальный руководитель обращает внимание детей на оформление зала расшитыми полотенцами, платками, расписными музыкальными инструментами. Звучит русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде».)
Муз. рук: Ребята, вы узнали эту весёлую, озорную мелодию? (Дети называют мелодию.)
Муз. рук: Русские люди издавна славились задорными танцами, величавыми хороводами, задушевными песнями, плясовыми и весёлыми играми. Сегодня на нашем занятии будут звучать русские песни, мы исполним народный танец, поиграем в русскую народную игру. А чтобы не было скуки, берите инструменты в руки! Мы с вами вместе сыграем. (Мальчики берут ложки, девочки - колокольчики. Дети оркеструют русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».)
Муз.рук: Вы так весело играли, что даже пальчикам захотелось повеселиться! (Проводится пальчиковая русская народная игра «Потерял пастух дуду».)
Муз.рук: Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном. (К. Ибряев)
Муз.рук: (Дети садятся на стулья.) Сейчас вы услышите знакомое музыкальное произведение. Постарайтесь вспомнить, как оно называется, и кто сочинил эту музыку. (Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского. Дети называют произведение и его автора.)
Муз.рук: Правильно, ребята! Это «Камаринская», русская плясовая. Расскажите об этой музыке, одинаково ли она звучит в начале, в середине и в конце произведения? (В ходе обсуждения музыкальный руководитель подводит детей к выводу о том, что в начале звучание музыки тихое, потому что пляска только начинается; затем музыка звучит всё стремительнее, звонче, и движения танцора постепенно становятся быстрее, задорнее; затем снова всё стихает, и танцор завершает свою пляску.)
Муз.рук: Петр Ильич Чайковский любил слушать русские народные песни, игру на русских народных инструментах балалайке и гармони. (Педагог демонстрирует детям инструменты.) Композитор изобразил их звучание и в «Камаринской». Давайте поиграем! Возьмите по две карточки, с изображением балалайки и гармони. Поднимите карточку с балалайкой, если услышите её звучание, или карточку с гармонью, если услышите гармонь. (Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского. Дети показывают карточки в соответствии с заданием.)
Муз.рук: Молодцы! Где песня поётся, там весело живётся! Пришло время и нам спеть. Ваши голоса должны настроиться, и нам в этом помогут маленькие попевки. (Дети в сопровождении фортепиано поют русскую народную песню «Василёк», прохлопывая её ритм. Выбранный ребёнок выкладывает ритмический рисунок произведения на фланелеграфе.)
Муз.рук: Посмотрите внимательно на картинку. (Педагог привлекает внимание дошкольников к иллюстрации В.Терещенко.) Какая русская народная попевка ей соответствует? (Дети рассматривают картинку и называют «Чики-чики-чикалочки», а затем распеваются под звучание мелодии этой попевки.)
Муз.рук: Постарайтесь узнать песню по вступлению! (Звучит русская народная песня «Где был, Иванушка?». Дети называют её, куплеты песни исполняют солисты, припев дошкольники поют хором.)
Муз.рук: Ребята, для какой песни подойдут эти маски? (Педагог демонстрирует маски медведя, лисы, зайца, ёжа, блохи. Дети называют русскую народную песню «Тень-тень».) Давайте, исполним эту песню! Постарайтесь передать движениями игровые песенные образы. (Дети поют и инсценируют песню.)
Муз.рук: Ребята, вы хотите потанцевать? Потешка «Марьино окошко» поможет вам встать для танца в круг. (Дети исполняют потешку.)
Муз.рук: Так повелось на русской стороне, что удалого парня называли добрым молодцем, соколом, сударем, а девушку - лебёдушкой, красной девицей, сударушкой. Какой русский народный танец мы сейчас исполним? (Дети называют танец «Сударушка».) Судари-добры молодцы, приглашайте сударушек-красных девиц на танец! (Дети исполняют танец «Сударушка», русская народная мелодия, обработка В.Золотарёва.)
Муз.рук: Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра! (Проводится игра «Заря-заряница».)
Муз.рук: Ребята, в какой прекрасной стране мы с вами живём? (Дети называют Россию.) Давайте споём про нашу Россию очень красивую песню. (Педагог обращает внимание детей на нюансы песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой, на динамику в пении, передачу в музыке и словах красоты нашей Родины; поощряет их к выразительному, эмоциональному пению. Дети исполняют песню.)
Муз.рук: Закончим мы наше музыкальное занятие стихотворением Н. Соловьёвой «Россия». (Звучит песня «Гляжу в озёра синие» муз. И. Шаферана, сл. Л. Афанасьева. Дети по цепочке читают стихотворение Н. Соловьевой «Россия».)
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями. (Педагог предлагает детям русским поклоном поблагодарить друг друга за интересное занятие.)
Тамара Сихарулидзе, муз. руководитель
ГБОУ Школа № 2054, Д/о № 1, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Выбираем игрушки! Бренды: оригинал и подделка
- «Народный контроль» помогает решать проблемы благоустройства детских садов.
- Здоровье мамы и малыша
- Путеводитель по ТРИЗ
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии