"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Сухой пальчиковый бассейн
Цель: создание условий для речевого развития через сенсорно-игровое действие с дидактическим пособием «Сухой пальчиковый бассейн».
Задачи:
- создать эффективный дидактический комплекс для развития сенсорных способностей;
- пополнить образовательную среду группы вариациями «Сухого пальчикового бассейна»;
- оборудовать в ДОУ сенсорно-игровое пространство для развития мелкой моторики как средства речевого развития детей;
- реализовывать игровой подход при организации процесса формирования речевых навыков и умений;
- обеспечивать интеграцию содержания психолого-педагогической работы, видов детской деятельности, форм работы с детьми в процессе развития речи.
Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая), песком, солью. Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:
- От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
- Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
- Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
- Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
- Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:
- в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;
- в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
- в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
- в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
- в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;
- в организации массажа рук;
- в развитии самооценки;
- в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).
Игровая деятельность
«Пальцы играют»
Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов.Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью.
Ход игры
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Продуктивная деятельность
Рисование пальчиками «Солнышко»
Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развить воображения, мышления, мелкой моторики. Воспитание усидчивости, терпения.Материал и оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой.
Ход игры
Детям загадывается загадка про солнце:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар-
Раскалённый, как пожар.
Дети рисуют солнышко с определённым количеством лучиков.
Коммуникативная деятельность
«Отгадай, что спрятано»
Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы.Ход игры
Вариант 1. Воспитатель даёт словесное указание ребёнку, что спрятано. Ребёнку нужно найти предмет (на середине, в правой части бассейна и так далее).
Вариант 2. Воспитатель предлагает ребёнку схему, по которой тот ищет предмет.
Усложнение: предмет прячет сам ребёнок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему.
Двигательная деятельность
«Кто быстрее передаст игрушки»
Цель: развитие общей подвижности, укрепление мышц ног, ловкости и координации верхних конечностей.Ход игры: Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные игрушками из сухого бассейна. В конце шеренг — пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одной игрушки, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.
Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.
Светлана Авраменко, учитель-дефектолог,
МБДОУ Д/с № 303 комбинированного вида,
г.Красноярск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии