"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Форма, цвет, размер…
Когда используешь в работе игровой материал, хочется, чтобы на его основе можно было решать сразу несколько задач. Одним из таких уникальных дидактических комплектов являются логические блоки Дьенеша, совмещающие в себе игру и обучение. Игровой развивающий комплект представляет собой набор из 48 блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом – красные, желтые, синие; размером – большие и маленькие; толщиной – толстые и тонкие.
Чем младше дети, тем больше наглядности им требуется. Благодаря таким блокам, ребёнок учится выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать с опорой на наглядность. Наряду с этим развивается его речь, он учится правильно согласовывать слова между собой, подбирать необходимые определения для выражения своих действий, придумывать короткие истории.
С помощью блоков можно решить достаточно много педагогических задач:
- развивать умения различать и называть цвета, формы (не эталонные), величины (большой – маленький, толстый – тонкий), отношения соответствия и порядка (такой же – по форме, по форме и размеру; больше – меньше, толще – тоньше);
- учить использовать сравнение (зрительным и практическим), абстрагирование от несущественных признаков;
- конструировать на плоскости и в объёме, реализовывать замысел, создавать образ;
- учить группировать (сортировка) путём подбора блоков, необходимых в конкретной ситуации, выбирать блоки по знакам-символам (наличию – отсутствию признака), действиям воссоздания, воспроизведения, моделирования и кодирования, решения мыслительных задач;
- соблюдать последовательность действий в упражнениях типа алгоритмических цепочек;
- выполнять логические действия разделения и установления отношений подобия по общим признакам (несовместимым в объекте) – только по форме, только по толщине, по двум-трём свойствам одновременно (например, красный треугольный маленький).
Игровые упражнения можно придумывать самостоятельно, но в помощь педагогам и родителям компания-производитель разработала для детей разных возрастов альбомы с упражнениями, которые разделены по обучающим задачам. Об этих альбомах мы расскажем в следующем выпуске журнала, следите за публикациями.
Михайлова З.А. кпн, профессор кафедры дошкольной педагогики
Института детства РГПУ им. А.И. Герцена
Борисенкова Е.Ю. канд. психологических наук, педагог-психолог
ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»,
г. Санкт-Петербург
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии