"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Космическое путешествие
Образовательные задачи: обобщать, пополнять, активизировать словарь детей по теме «Космос»; расширять кругозор знаний детей о космосе и освоении космоса человеком; закреплять порядковый счёт, состав числа из двух меньших; умение конструировать предмет из геометрических тел по словесной инструкции; делать выводы после исследования объекта; различать геометрические формы; ориентироваться на плоскости; совершенствовать координацию артикуляционной моторики; умение давать характеристику звукам; различать гласные и согласные звуки; делить слова на слоги.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; координацию речи с движением; правильное физиологическое и речевое дыхание; мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к логическим играм; формирование чувства радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Ход деятельности
(Воспитатель с детьми стоят в кругу перед доской, где размещён портрет Ю.А. Гагарина.)Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Сейчас вы узнаете, куда именно мы отправимся. (Воспитатель загадывает загадку о космосе.)
Воспитатель: О каком космосе говорилось в загадке? (О бескрайнем, тёмном, необычайном, безвоздушном.)
Воспитатель: Вам интересно будет узнать, почему космос называют бескрайним и безвоздушным, тёмным? (Да.)
Воспитатель: Кто же был в космосе и мог бы нам об этом рассказать? (Космонавты.)
Воспитатель: Кто такой космонавт? (Это человек, отправляющийся в космический полёт на космической технике.)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто первым из людей покорил космос? (Юрий Алексеевич Гагарин.)
Воспитатель: Впервые покорил космическое пространство наш лётчик-испытатель Юрий Алексеевич Гагарин, и наша страна была первой в освоении космоса. (Воспитатель показывает портрет Ю.А. Гагарина.)
Воспитатель: Так как лётчик испытывает в полёте технику, его называют летчик-испытатель.
Учитель-логопед: Человечество издавна наблюдало за далёкими звёздами в небе, не сразу пришло к тому, что можно летать в космос на ракете. Люди пробовали летать на разном воздушном транспорте. На чём можно летать? (На воздушном шаре, самолёте, вертолёте.)
Учитель-логопед: Для полёта такого транспорта необходим воздух. У нас есть макеты самолётов, давайте попробуем отправить их в полёт с помощью воздуха. Бумажные самолётики выстроились в ряд и приготовились к старту на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. Чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
Учитель-логопед: Самолёт построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит. (Учитель-дефектолог предлагает пройти к столам, на которых лежат бумажные самолётики. Дети выполняют дыхательное упражнение «Самолётики».)
Воспитатель: Но этот транспорт не был предназначен для полёта в космос. Почему именно на ракете можно отправиться в космос? (Ракета может лететь быстро и высоко.)
Воспитатель: Чем выше от земли, тем меньше воздуха, и только ракета может двигаться в безвоздушном пространстве космоса. В космосе воздуха нет. Но вначале в космос отправляли не человека, а животных. Это были и собаки, мыши, кошки. Это были тяжёлые испытания для них. (Воспитатель показывает изображения животных-космонавтов.)
Воспитатель: Животных отправляли для того чтобы узнать, сможет ли лететь в космос живое существо и сможет ли выжить. Космонавт одевает специальную одежду-скафандр, чтобы можно было выходить в открытый космос, где нет воздуха, а когда он находится в ракете, то снимает скафандр. В ракете есть запасы воздуха, которым и дышит космонавт. Сейчас мы узнаем, можно ли взять с собой воздух, запастись им. Проведём опыт.
Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.)
Воспитатель: Значит, воздух какой? (Невидимый.)
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Они надулись, приобрели форму.)
Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (Внутри находится воздух.)
Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха? (Надувной матрац, спасательный круг.)
Воспитатель и дети: Давайте сделаем вывод: «Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает».
Воспитатель: А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (Видим.)
Воспитатель: Значит, воздух какой? (Он прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение.)
Воспитатель: Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? (Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.)
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы и его можно набрать в ёмкость.
Воспитатель: Много учёных работают над созданием ракеты. Сначала на Земле отрабатывают все детали полёта, готовят лётчиков. Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть космонавтом, отправиться в полёт? (Чтобы лететь в космос, нужно быть сильными и выносливыми.)
Воспитатель: Становитесь в круг, проведём подготовку к полёту.
Воспитатель и дети: Я – весёлый, сильный, смелый, (Руки к плечам.)
Я всё время занят делом, (Марш на месте.)
Я не хнычу, не боюсь,
Я с друзьями не дерусь. (Бокс.)
Я могу играть, скакать, (Прыжки.)
На луну могу слетать, (Руки в стороны и наклоны.)
Я не плакса, я храбрец, (Марш на месте.)
И вообще я молодец! (Хлопки над головой.)
Воспитатель: Давайте и мы построим свою ракету. Перед вами детали конструктора. Призмы и куб – это двигатели, цилиндр – топливный бак, а конус – это нос ракеты. (Дети называют, из каких частей состоит ракета: конус, цилиндр, призма, куб. Затем конструируют ракету по словесному описанию.)
Воспитатель: Поставьте куб на куб, поместите цилиндр на цилиндр, поставьте конус справа от куба, разместите призму и также с левой стороны. (Воспитатель показывает изображение ракеты, и дети сравнивают с рисунком свои ракеты.)
Воспитатель: Проходим в ракету и отправляемся в полёт.
Воспитатель и дети: Космонавтами мы будем,
Нами пусть гордятся люди.
На ракетах серебристых
Полетим мы в небе чистом. (Дети садятся за столы, которые поставлены в виде ракеты.)
Воспитатель: Вот теперь мы можем отправиться в полёт, ведём обратный отсчёт. (Пять, четыре, три, два, один… Поехали!)
Воспитатель: В космосе космонавты не только испытывают технику, налаживают её в полёте, но и выполняют различные задания. И нас ждут испытания.
Воспитатель: Ребята, мы вышли на космическую орбиту и посмотрите, что происходит в нашей ракете, все предметы перепутались из-за невесомости. Я предлагаю вам выполнить первое задание.
Воспитатель: Перед вами палочки Кюизенера (разные по цвету), и вы знаете, что каждая палочка обозначает определённое число. Давайте повторим, какое число обозначает каждая палочка? Нужно расположить палочки по порядку по возрастанию слева направо. Какое число обозначает голубая палочка, жёлтая, оранжевая? (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру на внимание «Какой палочки не стало?». (Воспитатель убирает одну или две палочки.)
Воспитатель: Найди ошибку. (Воспитатель меняет местами палочки.)
Воспитатель: Теперь следующее задание. Я буду задавать вопрос, а вы будете с помощью палочки показывать ответ. Сколько пальцев на руке? (Пять.)
Воспитатель: Какая по счёту в солнечной системе планета Земля? (Третья.)
Воспитатель: Сколько сторон у квадрата? (Четыре.)
Воспитатель: Сколько слогов в слове «Солнце»? (Два.)
Воспитатель: Теперь возьмите палочку, обозначающую число 5. Какого цвета палочка? Положите сверху этой палочки по две палочки, чтобы они вместе были той же длины, но в каждом ряду, чтобы палочки по цвету не повторялись. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Проверим, из каких чисел состоит число 5? (5 это 2 и 3; 1 и 4; 5 единиц.)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Учитель-логопед: Ребята, нам пора провести наблюдения открытого космоса, но так как выход в открытый космос для нас опасен, мы будем смотреть в иллюминатор. Что вы видите? (Мы видим много звёзд.)
Учитель-логопед: Если вы заметили, звёзды, объединившись, образуют рисунки. Люди их называют созвездиями. На что похоже созвездие в левом иллюминаторе? (На чашу. Дети берут индивидуальные зеркала.)
Учитель-логопед: Давайте изобразим созвездия с помощью нашего языка. Широко откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнимите края языка, не касаясь верхних зубов.
Учитель-логопед: А на что похоже созвездие в правом иллюминаторе? (На часы.)
Учитель-логопед: Покажите с помощью нашего язычка созвездие «Часы». Приоткройте рот, растяните губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянитесь к уголкам рта. При движении язык не прикасается ни к зубам, ни к губам. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику.)
Учитель-логопед: Молодцы, и с этим заданием вы хорошо справились!
Учитель-логопед: Посмотрите в иллюминатор, нам освещает путь Луна. Можем ли мы с Земли наблюдать Луну? (Можем.)
Учитель-логопед: Луна – это спутник Земли, она кружится вокруг нашей планеты! На самом деле этот спутник находится на значительном расстоянии от Земли. В это расстояние можно сложить все планеты солнечной системы, хотя кажется, что она близко. Луну люди исследуют с помощью лунохода, а сейчас мы исследуем название этого спутника и разберём слово «Луна» на звуки.
Учитель-логопед: Л-л-уна. Какой первый звук вы поймали? (Звук «л».)
Учитель-логопед: Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.)
Учитель-логопед: Л-у-у-на. Какой второй звук вы поймали? (Звук «у».)
Учитель-логопед: Какой это звук? (Гласный.)
Учитель-логопед: Почему? Потому что он поётся и тянется, обозначается красным цветом.
Учитель-логопед: Лу-н-н-а. Какой третий звук вы поймали? (Звук «н».)
Учитель-логопед: Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый, носовой, обозначается синим цветом.)
Учитель-логопед: Лун-а-а. Какой четвёртый, последний звук вы поймали? (Звук «а».)
Учитель-логопед: Какой это звук? (Гласный.)
Учитель-логопед: Почему? (Потому что он поётся и тянется, обозначается красным цветом.)
Учитель-логопед: Сколько всего звуков в слове «Луна»? (Четыре звука.)
Учитель-логопед: Сколько всего согласных звуков? (Два звука.)
Учитель-логопед: Назовите их. (Звуки «л», «н».)
Учитель-логопед: А сколько всего гласных звуков в этом слове? (Два звука.)
Учитель-логопед: Назовите их. (Звуки «у», «а».)
Учитель-логопед: Есть такое правило!? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Учитель-логопед: Сколько гласных звуков в слове «Луна»? (Два гласных звука.)
Учитель-логопед: Значит в слове «Луна» сколько будет слогов? (Два слога.)
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо исследовали название этого спутника и правильно разобрали слово «Луна» на звуки.
Воспитатель: Какие ещё планеты, как и Земля, кружатся вокруг Солнца? (Дети называют планеты.)
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько планет? (Воспитатель и дети под стихотворение «По порядку все планеты» Аркадия Хайта загибают пальцы па руках.)
Воспитатель: С помощью какой палочки мы обозначим количество планет? (Синяя палочка обозначает число 8.)
Учитель-логопед: Мы можем не только сосчитать планеты, но и разделить каждое название планет на слоги и выявить, у какой планеты самое длинное название и короткое. (Учитель-логопед показывает предметные картинки, на которых изображены планеты: «Меркурий», «Венера», «Земля», «Марс», «Юпитер», Сатурн», «Уран», «Нептун».)
Учитель-логопед: Я вам показываю картинку, на которой изображена планета, а вы скажите, сколько слогов в названии этой планеты. Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.
Учитель-логопед: Меркурий. (Мер-ку-рий – 3 слога в слове.)
Учитель-логопед: Венера. (Ве-не-ра – 3 слога в слове.)
Учитель-логопед: Земля. (Зем-ля – 2 слога в слове.)
Учитель-логопед: Марс. (Марс – 1 слог в слове.)
Учитель-логопед: Юпитер. (Ю-пи-тер – 3 слога в слове.)
Учитель-логопед: Сатурн. (Са-турн – 2 слога в слове.)
Учитель-логопед: Уран. (У-ран – 2 слога в слове.)
Учитель-логопед: Нептун. (Неп-тун – 2 слога в слове.)
Учитель-логопед: Ребята, а какое самое длинное название планеты? («Меркурий», «Венера», «Юпитер».)
Учитель-логопед: Почему вы так считаете? (Потому что в названиях этих планет 3 слога.)
Учитель-логопед: Ребята, а какое самое короткое название планеты? («Марс».)
Учитель-логопед: Почему? (Потому что в слове «Марс» 1 слог в слове.)
Учитель-логопед: Молодцы, ребята!
Воспитатель: И вот наше путешествие подходит к концу, пора приземляться. Вот мы снова на Земле, скажите, что вам больше всего запомнилось в путешествии, что нового вы узнали? Какой космос? (Дети отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Ребята, давайте придумаем и изобразим космическую картину с помощью цветных палочек в память о нашем путешествии. Но есть условие: палочки используем по цветам и не смешиваем. Для фона возьмём чёрный картон. Как вы думаете, почему? (Так как космос тёмный. Дети выкладывают из цветных палочек картину о космосе.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная космическая картина у нас получилась! Молодцы! (Оценивается деятельность каждого ребёнка; уточняется, что на занятии больше всего понравилось, а что не очень; что было трудно выполнить, а что нет.)
Альбина Рахимкулова, учитель-логопед,
Наталья Гринько, воспитатель,
Ольга Никифорова, ст. воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 59»,
г. Салават, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии