"Игры и Игрушки" №3-2017
Эмоциональный интеллект
Что это такое?
На курсе развития эмоционального интеллекта я часто прошу детей озвучить чувства. И слышу в ответ глубокие и осознанные фразы: «Я переживала из-за того, что ребята спорили», «Я разозлился, когда папа обещал, что мы поедем гулять, но мы не поехали». Часто мы воспринимаем детей как менее способных осознавать и говорить о своих эмоциях. Но верно ли это?В отличие от более известного коэффициента интеллекта (IQ) эмоциональный интеллект (EQ) заключается в умении распознавать эмоции, понимать их причину и обходиться с ними. Что делать, если я злюсь, боюсь, или мне грустно. А если меня переполняет радость так, что хочется прыгать до неба – как ею поделиться?
С точки зрения науки развитый эмоциональный интеллект предполагает 5 основных навыков:
- осознание и распознавание эмоций - своих и других людей;
- понимание причин возникновения эмоций;
- умение точно описать и назвать эмоцию;
- адекватное выражение эмоций;
- эффективная эмоциональная саморегуляция.
О важности EQ
По данным исследований, высокий эмоциональный интеллект влияет на повышение коммуникативных навыков, продуктивности, лидерских качеств, академической успеваемости и внимательности. А также помогает снизить симптомы стресса, депрессии и тревожности у детей и количество конфликтов. Умение осознавать свои и чужие эмоции и правильно обходиться с ними – одно из очень важных умений для достижения успеха в жизни. Исследования показали, что «EQ предопределяет более 54% компонентов успеха (в отношениях, умении достигать целей, здоровье, качестве жизни)». Так же есть доказательства: «подростки с высоким EQ получают более высокие оценки и совершают более частые выборы в сторону здорового образа жизни».По мере того, как мозг детей развивается, они ежедневно испытывают эмоции (чувствуют себя беспомощными, злятся, грустят, испуганы, ревнуют). Родители учат детей школьным предметам или правилам личной гигиены, но при этом не учат тому, от чего напрямую зависит их качество жизни. Существует множество техник развития EQ. Однако зачастую мы, родители, не всегда владеем способами здорового обращения с собственными эмоциями. Неудивительно, что многие мамы и папы испытывают проблемы в обучении детей обращению с их чувствами. Изменения начинаются с нас.
Учимся управлять эмоциями
Отправная точка – называние. Простое озвучивание чувства – это первый шаг к управлению им. Важно озвучивать актуальные собственные чувства, особенно негативные (печаль, гнев, тревогу): «Я расстроена и сержусь, потому что ты сказала, что помоешь посуду, но не сделала этого. Я испугалась, когда ты залез на дерево, поэтому кричала на тебя». Ребёнку легче делиться своими чувствами, когда он видит, что так делают взрослые. Также начните называть чувства, которые испытывает ребёнок: «Ты увлечён, оторваться от игры сложно, но нам пора. Похоже, ты разочарован, что пошёл дождь. Ты вне себя от ярости: брат сломал твою игрушку! Ты, кажется, обеспокоен поездкой. Я тоже нервничала на экскурсиях. Хочешь рассказать мне об этом?». В большинстве случаев, когда дети и взрослые чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства теряют заряд и начинают рассеиваться.Дети развивают сопереживание, испытывая его от других. А фразы «это же мелочь», «прекрати вести себя как маленький» только заставляют стыдиться и подавлять чувства. Принятие эмоций не означает, что взрослые полностью согласны с ними. Но так мы помогаем ребёнку размышлять о своём опыте и том, что вызывает его чувства. «Ты так расстроен, злишься и кричишь, чтобы я ушла. Я немного отодвинусь. Но эти чувства причиняют боль и пугают тебя. Когда ты будешь готов, я здесь, чтобы обнять тебя».
Так мы шаг за шагом создаем среду, в которой наши дети могут осознавать эмоции и адекватно их координировать. А это, пожалуй, один из наиболее важных факторов для достижения не только успеха в жизни, но и, что более важно, счастья.
Существует множество развивающих игр и упражнений на распознавание эмоций, мы предлагаем вам обратить внимание на самые простые, которые хорошо применять на этапе ознакомления с эмоциями.
Диана Ахмадеева, психолог, арт-терапевт, педагог детского клуба «Геккон»
Рекомендуем почитать
- Фулфилмент-центры – фабрики по производству посылок
- Кукла Baby Annabell (Беби Анабель)
- Лото запахов
- В российских школах начнут изучать искусственный интеллект
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии