"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2013
Экспертная оценка игрушек
Одна из значимых функций игрушки — эмоциональная, ведь благодаря игрушке ребёнок может выразить свои переживания и чувства. Кроме того, игрушка — это средство общения. В процессе взаимодействия с игрушкой у ребёнка формируется образ «Я», осознаются собственные возможности. Игрушка для ребёнка — это и релаксация, и отдых, и развлечение. Поэтому важно действие с ней, игра, а не то, чтобы она просто находилась в комнате.
В настоящее время многие ведущие специалисты (Смирнова Е.О., Парамонова Л.Г. и др.) указывают, что по статистике до 70-80% игр не пригодны для игры. В связи с этим можно выделить следующие общие принципы оценки игр и игрушек, разработанные в Московском городском Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ.
Этический фильтр. Игрушка должна быть лишена всего того, что отторгает от сущности человека (жестокость, расчленение, разбор тела на части, извлечение внутренних органов). К таким игрушкам относится многочисленный класс пауков, черепах-людей и пр. Позиция взрослого — следовать соблюдению этических норм. Нельзя постоянно идти на поводу у ребёнка (его импульсивных желаний и предпочтений).
Привлекательность игрушки. Она должна вызывать положительные эмоции.
Развивающий потенциал игрушки. Его часто сводят к обучению. Но развитие — не только обучение, усвоение готового знания. Развитие — это пробуждение активности ребёнка к общению, воображению, творчеству, выявление его интересов, эмоциональной включённости.
Ребёнка развивают не только дидактические игрушки, но и куклы, машинки.
Главные функции игрушки
Она даёт ориентиры к действию, формирует ориентировочную основу действий. В этом действии ребёнок осваивает окружающий мир, у него складывается примерная основа для игрового действия, раскрываются потенциальные возможности игрушки. Игрушка ведёт за собой развитие (пирамидки, вкладыши) и действие самого ребёнка.Свобода действий. Игрушка не должна ограничивать действия ребёнка. Необходимо оставлять простор для самостоятельности, возможность действия, самовыражения — в этом проявляется открытость игрушки (фантазия, творчество, изменения). Важна открытость, способность выразить себя.
Ирина Слепцова, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры адаптивного образования
Академии Социального управления
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии