"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
«Дюймовочка»
Авторская игра-мюзикл в стихах для детей старшего дошкольного возраста
Театрализация как форма сюжетно-ролевой игры любима детьми и вызывает у них интерес. Мюзикл – это очень яркий музыкально-театральный сценический жанр, и в представлении его можно использовать классическую, эстрадную и народную музыку; соединять драматическое, хореографическое и вокально-хоровое искусство. И современным детям, и мне самой это интересно, поэтому «Дюймовочка» написана мной именно в жанре мюзикла. Дошкольники могут попробовать себя в новых ролях, проявить разные качества, поиграть в сказку. Они легко заучивают понятный им стихотворный текст и чувствуют себя, играя роль, очень свободно.
Готовые сценарии мюзиклов для детей с авторскими текстами и музыкой редки. Поэтому для каждого своего мюзикла создаю мелодии и песни, которые дополняю классической музыкой. Включаю много танцевальных номеров и массовок, стараюсь сделать их интересными для детей. Это позволяет каждому ребёнку включиться в театральную игру. Главные роли играют чисто поющие дети, мы подбираем их в формате импровизированного «кастинга» на занятиях по театрализации. «Судьями» выступают сами дети, я и воспитатели.
Мюзикл – это большое и серьёзное дело. Только взаимодействие с воспитателями, педагогом по изодеятельности, заведующей и родителями обеспечивает костюмы, декорации, оформление зала. Ознакомление с сюжетом каждой новой игры-мюзикла начинаем с танцевальных и массовых сцен. Когда выстроены все мизансцены, и дети свободно владеют материалом, работу с главными героями ведём отдельно, соединяя эпизоды в действия. Она проходит и утром на музыкальных занятиях, и вечером на занятиях театрализации. Слова с детьми учат родители и воспитатели. Дети хорошо усваивают логику и последовательность действия, на представлении мюзикла они играют полностью самостоятельно. Взрослые помогают выполнять действия с декорациями и, при необходимости, с переодеваниями дошкольников. Каждый мюзикл играем несколько раз, для разной аудитории, а детям хочется повторять его ещё и ещё, потому что игра в театр доставляет им удовольствие и делает счастливыми.
Действие 1
(Звучит лирическая мелодия «Одинокий пастух» Д. Ласта. Ведущий читает начало сказки «Дюймовочка» Х.К. Андерсена.)Сказочник: …раскрылся цветок, и увидело солнце, увидели птицы прекрасную маленькую девочку, спящую в его маленькой сердцевине. (Цветок медленно раскрывается. Появляются Цветы и Бабочки. Они исполняют «Танец Цветов и Бабочек», муз. Ф. Шуберта «Вечерняя серенада».)
Хор цветов (муз. И. Селивировой): Какая прекрасная девочка,
Не больше дюйма рост.
Какой-то добрый волшебник
Её на радость нам принёс!
Вставай, вставай, Дюймовочкой
Отныне тебя назовём.
Откуда ты, Дюймовочка,
Скажи? А мы ещё споём! (На 2-м куплете Дюймовочка просыпается и садится, она замечает Цветы, слушает их пение.)
Ария Дюймовочки (муз. И. Селивировой): Я крошечная девочка,
Цветочек мне кровать.
Пою я звонко песенки,
Умею танцевать.
Пусть радостно кружится,
Весёлый хоровод,
Играет и резвится,
Поёт, поёт, поёт! (На сцене кружится хоровод Бабочек и Цветов.)
Все поют (латышская народная мелодия «Латвийская полька»): Мотылёк берёт смычок,
Заиграла скрипка,
Пляшет весь лесной народ
Наш весёлый хоровод! (Наступают сумерки, и на сцене темнеет.)
Дюймовочка: Ах, устала, ах, устала!
Слишком много танцевала,
Отдохну я здесь пока,
Возле этого цветка. (Садится.)
Цветок: Я Дюймовочку мою,
Сладким соком напою,
С лепестков умою
Свежею росою.
Отдохни, окрепни тут,
А друзья тебе споют
Песенку простую
Колыбель лесную.
Колыбельная (Цветы и бабочки поют на муз. И. Селивировой): Спи, красавица-малютка,
Шепчет нежно незабудка,
Роза колыбель качает,
Колокольчик подпевает.
Лепестком китайской розы
Ты укрылася во сне.
Спят и белые берёзы,
Спят и белки на сосне. (Дюймовочка засыпает. Из болота поднимается Жаба, она идёт по сцене и натыкается на Дюймовочку. Жаба хватает её и несёт в болото, кладёт на лист кувшинки, рядом с которым спит Жабёнок. Убираем цветок.)
Жаба (на муз. С. Гальченко): Интересная девчонка
Мне досталась для Жабёнка
Бре-ке-кекс, бре-ке-кекс!
Ей один, один, один,
Завладеет жабий сын.
Бре-ке-кекс, бре-ке-кекс!
Вставай, сыночек милый,
Уже десятый час!
Ведь все жабята в школе,
За партами сейчас!
Жабёнок: Мне надоел учитель,
Я в школу не пойду,
Побольше развлечений
В болоте я найду.
Жаба: На поляну я пошла
И девчонку там нашла:
И красива, и мила –
В снохи б я её взяла.
Жабёнок: Бре-ке-кекс! Так в чём же дело?
Холостым быть надоело!
Покажи скорей девчонку,
Всё обделаем мы тонко. (Жабёнок подходит к листу и рассматривает Дюймовочку.)
Жаба: Ты будь тут, смотри не спи!
Да девчонку стереги.
Ну а я в болотной тине,
Поищу гнездо в трясине.
Жабёнок: Бре-ке-кекс! Куда ей деться?
Ей от нас не отвертеться.
Крепок стебель у листа
Не снесёт его вода. (Жабёнок ложится и засыпает.)
Дюймовочка: Что такое? Что случилось?
Как же я здесь очутилась?
Жабёнок: Что ты шепчешь тут, девчонка?
Спать мешаешь мне всю ночь!
Выйдешь замуж за Жабёнка?
А жениться я не прочь!
Дюймовочка: Неужели никто не поможет?
Неужели погибну я здесь?
Где вы, птицы лесные пригожие?
Отнесите друзьям моим весть!
Рыбки, рыбки мои серебристые,
Неужели не жаль вам меня?
Лист снесите вы в реченьку быструю
По извилистой тропке ручья!
Рыбки: Мы Дюймовочке поможем,
Стебель крепкий перегложем.
Рыбкам вовсе не пристало,
Чтоб в беду она попала.
Зубки острые у нас.
Вот сейчас, сейчас, сейчас…
Перегрызли стебель мы!
Ну, Дюймовочка, плыви! (Ручей «подхватывает» лист с Дюймовочкой и несёт извилистым путём по сцене. Появляется Мотылёк.)
Мотылёк: Я отважный мотылёк!
Путь не близок, не далек,
Привяжи меня к листу,
Я теченью помогу. (Дюймовочка привязывает Мотылька поясом к листу. Жабы бросаются в погоню, но скоро в изнеможении падают. Неожиданно появляется Жук, он кружится вокруг листа, хватает Дюймовочку и уносит за кулисы. Привязанный к листу Мотылёк улетает вместе с ним в другую сторону. Убираем камыши.)
Дюймовочка и Жуки (На переднем плане сваленное дерево, в центре сцены Майские жуки.)
Хор жуков (на муз. С. Гальченко): Мы, майские жуки,
Удалы и легки.
Как птицы мы летаем
Быстро-кры-лые!
Прекрасное лицо,
Упругое пузцо.
Идите в рот букашки
Ми-и-и-лы-е! (Появляется Майский жук с Дюймовочкой.)
Жук: Ах, смотрите-ка какую
Я нам девочку достал!
Одолжил её пока
У козявки-мотылька.
Жуки: Вот так выдумал! Ха-ха!
Да! Девчонка неплоха!
Только лишь две ножки –
Красные сапожки!
Ты забыл про наш обет –
Уважать лишь чёрный цвет?!
Жук: Но смотрите, какая красавица!
Неужели она вам не нравится?
И глаза её ясные, чистые,
И кудряшки её золотистые!
Вы такой не видали вовек,
Будто маленький здесь человек.
Жуки: Человек! Человек?
Он жуков загубит всех!
Ой, беда какая – вырастет большая,
Нас в букашек превратит,
На булавки насадит,
Прочитает лекцию про свою коллекцию!
Убери её скорей, жить нам надо без людей!
Жук: В самом деле! В самом деле!
Ну как вырастет она?
Жуки: В чисто поле, в чисто поле
Мы её снесем.
Пусть живёт себе на воле
И найдёт там дом.
Дел и без неё хватает,
И забот не счесть,
Ну, а эту недотрогу
Нам нельзя и съесть! (Жуки подхватывают Дюймовочку и уносят.)
Действие 2
(Осень. Звучит музыка Д. Ласта «Одинокий пастух». Появляется Дюймовочка.)Дюймовочка: Пролетело лето, на исходе осень,
И опали листья с клёнов и берёз.
Улетели птицы, не кружат стрекозы.
Ой, не заморозил бы злой мороз! (Дюймовочка уходит. На сцене светло. Стол, вокруг табуретки, в глубине мешки с зерном. У стола Полевая мышь.)
Мышь (на муз. С. Джоплина «Регтайм»): Я мышка полевая
Без дела не сижу.
Носки и рукавицы
Соседу я вяжу.
Живу я под землёю,
Запас я свой грызу.
И мне в норе не холодно,
Когда мороз в лесу.
Сосед мой самый близкий
Большой и толстый крот.
И меховую шубу,
Он носит круглый год. (Раздаётся стук в дверь.)
Мышь: Кто там? Войдите! (Появляется Дюймовочка.)
Дюймовочка: Мне холодно, промокла я.
Позвольте обогреться!
Совсем, совсем промокла я
И некуда мне деться.
Мышь: Ах, беда, беда-поруха!
Как попала ты в беду?
Но я добрая старуха
И тебе я помогу.
Ну, садись, садись скорее,
Ешь отвар из ячменя,
А пока что поживее
Самовар поставлю я.
Дюймовочка: Спасибо тебе, тётенька мышка!
Мышь (приносит самовар): Знаю, знаю! Ха-ха-ха!
Жду сейчас я жениха,
Он богатый, добрый крот.
Тише, тише! Он идёт.
Дюймовочка: Но я совсем не хочу замуж.
Крот: Ну, встречай гостей, хозяйка!
Дай мне шубу отряхнуть.
Чаю живо наливай-ка!
До тебя неблизкий путь.
Мышь: Ах, как рады мы тебе, батюшка!
Ждали мы тебя вот-вот.
Я сюрприз готовлю, лапушка,
Для тебя, мой сиятельный крот!
Крот: Что такое? Что такое?
Что придумала тут ты?
Я же слеп почти, не скрою,
Близорук, как все кроты.
Мышь (кроту): У меня есть чудесная девочка.
Прямо чудо! Невеста тебе.
Подарю я девчурку красивую,
Ну, а ты не забудь обо мне.
Мышь (Дюймовочке): Пой, детка. Пой!
Дюймовочка (муз. И. Селивировой): Я крошечная девочка
Цветочек мне кровать,
Пою я звонко песенки,
Умею танцевать.
Крот: Вот так чудо! Вот так диво!
Я приглашаю всех за мной
Пойти в подземный мой дворец.
Девчонка будет мне женой.
Скорей жениться! Под венец! (Крот идёт к выходу. Мышь хватает Дюймовочку за руку и тащит её за Кротом. Гаснет свет.)
Ласточка (Светлеет. На сцене лежит замёрзшая Ласточка. Появляются Крот, Мышь и Дюймовочка.)
Крот (подходит к Ласточке): Смотрите, глупая пичуга,
Она не может зимовать.
Чуть-чуть зима, мороз – и дала дуба.
Уж лучше ползать, не летать (Крот толкает ногой Ласточку и идёт дальше. За ним угодливо трусит Мышь.)
Дюймовочка (незаметно подходя к Ласточке): Бедная, бедная ласточка,
Как я жалею тебя!
Бедная, бедная ласточка,
Дай я согрею тебя. (Дюймовочка прижимается к Ласточке и гладит её. Ласточка медленно поднимается, оживает.)
Ласточка: Все птицы улетели в далёкие края,
Крыло себе сломала о куст терновый я.
Упала я на землю, и кто-то снёс меня,
Вот в это подземелье без света и огня.
Спасибо тебе, крошка, благодарю тебя!
Согрелась я немножко, теперь здорова я.
Ласточка и Дюймовочка: Так полетим скорей на юг,
Где солнце светит круглый год,
Через холмы, через луга.
Нас не догонит жирный крот!
Там есть чудесные цветы,
Им будем рады я и ты.
Чудес не счесть повсюду там,
Вперёд к мечте, вперёд к теплу,
Вперёд к цветам! (Выключаем подсветку. Затемнение. Занавес.)
Действие 3
(Включаем свет. Звучит мелодия сказочного полета (музыка П. Морша «Жаворонок»).Сказочник: Долго ли, коротко ли летели Ласточка и Дюймовочка через луга, через моря, через горы и реки в сторону чудесного, теплого юга… Только знала Ласточка прекрасную страну сказочных маленьких крылатых человечков – эльфов…
Король Эльфов (Открываем занавес. В центре зала большой красивый цветок, на нем Король Эльфов. Вокруг цветка пляшут Эльфы (звучит финская народная мелодия «Парный танец»).
Король: Довольно, отдохните!
Какой-то сладостной тревогой
Север тянет и манит,
Как будто этой вот дорогой
Ко мне вдруг радость прилетит.
Эльфы (муз. И. Селивировой): Ах, король! Ах, король!
Нам развлечь тебя позволь!
Мы споём, и мы станцуем,
Принесём нектар.
Король: О, нет, друзья, я не тоскую!
Как будто радость бьётся в грудь, (Надвигается мелодия полёта Ласточки (муз. П. Морша «Жаворонок»), она всё ближе и ближе. Гаснет свет, звучит прощальная песня Ласточки.)
Голос Ласточки: Прощай, Дюймовочка, прощай,
Своих друзей не забывай,
Послушай их прощальный крик
Чирик-чирик-чирик-чирик… (Мелодия полета удаляется. Включаем свет. Против Короля стоит Дюймовочка.)
Король: Как звать тебя, милая девочка?
Дюймовочка: Все зовут меня Дюймовочкой.
Король: О, этот миг – волшебный миг!
И твой чарующий язык,
Хоть родилась в другой стране,
Понятен мне, понятен мне!
Ты мне, Дюймовочка, позволь
Предложить и хлеб, и соль.
Дюймовочка: О, да! О, да! Согласна я!
Тут все добры, и все - друзья!
О, славный добрый мой король,
С тобой остаться мне позволь! (Дюймовочка подает руку Королю. Звучит торжественный полонез на муз. О. Козловского «Полонез». Торжественно надев корону Дюймовочке, Король прикрепляет ей крылышки. Они вместе обходят цветы. Полонез переходит в гимн Радости (на муз. Г. Гладкова «Добрая фея»).
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки.
Рада ласточка, и холод ей не страшен.
Очень рада и Дюймовочка наша.
Страхи все прошли, как день ненастный,
В прошлом жаба, жук и крот ужасный.
Радуется всё живое в мире,
Рады мы, что вы не загрустили.
Ирина Селивирова, муз. руководитель
Д/с АНО «Павловская гимназия»
дер. Веледниково, Московская обл.
Рекомендуем почитать
- Играть интересно
- Нижегородская ярмарка 2017
- Документация логопеда
- 5-я Всероссийская конференция «Модель образования XXI Века»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии