"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Дымковская слобода
Цель: продолжение начатой ранее работы по ознакомлению с дымковской игрушкой и особенностями росписи. Закрепление умений детей создавать узоры по мотивам дымковской росписи.
Задачи:
- закреплять знания детей об элементах дымковской росписи: сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, круглые пятна, клетки и просто точки;
- развивать эмоциональную отзывчивость (на работы дымковских мастеров, а так же на работы, выполненные товарищами);
- воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, уважительное отношение к труду народных мастеров;
- формировать чувство принадлежности к русскому народу;
- производить нравственно-патриотическое воспитание детей.
Предварительная работа: создание презентации «Дымковская игрушка». Знакомство с её помощью с историей создания дымковской игрушки, появления этого названия, с основными элементами росписи, этапами создания игрушки и разнообразием игрушек. Проведение занятий по рисованию, на которых дети знакомились с основными элементами дымковской росписи и учились их рисовать. Проведение занятия по лепке, на которых дети лепили и украшали дымковским узором Коня и Козлика. Просмотр с детьми концерта ансамбля московского государственного академического театра танца «Гжель».
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, картинки с изображением узоров и элементов дымковской росписи, листы бумаги с заготовками изображений коней, барышень, козликов, олешек, кисть, краски, баночка для воды. Запись песенки «Едем-едем на лошадке», записи народной музыки.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Дымковскую слободу. Слобода – это старое слово, которое в современном языке звучит как «деревня». Кто же подскажет мне, куда мы держим путь-дорогу?Дети: В деревню Дымково. (Звучит песенка «Едем-едем на лошадке». В это время воспитатель и дети, держась за атласную ленту, проходят на свои рабочие места и садятся за столы.)
Воспитатель: Дым идёт из труб столбом, словно в дымке всё кругом.
Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски. В том селе рождались сказки.
Вечера зимой длинны. И лепили там из глины.
Игрушки не простые, а дымковские расписные.
Когда-то, давным-давно, жили дымковские мастерицы, которые делали вот такие красивые игрушки. (Воспитатель обращает внимание ребят на стол, где стоят дымковские игрушки.) Мы с вами уже знакомились с разнообразием дымковских игрушек, учили небольшие стихи об этих игрушках, смотрели презентацию, лепили дымковских коней и козликов, пробовали создавать дымковский узор самостоятельно при помощи красок и даже посмотрели небольшие танцевальные выступления ансамбля «Гжель», где у танцоров были красочные костюмы с дымковской росписью.
Воспитатель: Мы не случайно приехали на лошадке в Дымковскую слободу. Каждый из вас сегодня станет дымковским мастером. Посмотрите, как много у меня заготовок для росписи игрушек. Выбирайте, что вам по душе и начинайте работу. (Дети выбирают понравившуюся заготовку: конь, козлик, олень, барышня.)
Воспитатель: Перед тем, как мастера начнут свою работу, не помешает вспомнить, какие цвета и какие основные элементы присущи дымковской росписи. Внимательно рассмотрите наглядные картинки на доске. На них изображены игрушки и отдельные элементы росписи. Какие?
Дети: Элементами дымковской росписи являются сочетания кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, круглые пятна, клетки и просто точки. Для росписи игрушек используется строгий геометрический орнамент. Каждый мастер создаёт свой неповторимый узор, поэтому одинаковых игрушек нет.
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, есть ли какой-то смысл, символичность в элементах дымковской росписи?
Дети: Все узоры дымковской росписи связаны с природой. Каждый элемент рисунка имеет скрытое значение. Например, круг со звездой в серединке обозначает солнце, волнистая линия – реку. В дымковской росписи много растительных элементов: зёрна, ягодки, листики и цветочки.
Воспитатель: А какие основные цвета мастера используют при раскрашивании игрушек? Есть ли какой-то смысл и символичность в подборе мастерами цветовой гаммы?
Дети: Дымковские узоры необыкновенно яркие. Синий, красный, оранжевый, жёлтый, малиновый, изумрудный и зелёный оттенки – вот основные цвета. Коричневая и чёрная краски используются лишь в небольшом количестве. Цвета красок тоже имеют свою символичность и смысл. Зелёный тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь смело можно приступать к работе. Наша мастерская по росписи дымковской игрушки открывается. Удачи вам, маленькие мастера! (Дети приступают к работе. В это время тихо играет русская народная музыка. В процессе работы воспитатель напоминает, что чем меньше разводить краску, тем насыщеннее будет цвет; необходимо помнить о правильном положении руки; о том, что во время работы надо поочерёдно использовать и тонкую, и более толстую кисть; необходимо хорошо промывать кисточку и класть её на подставку.)
Воспитатель: Чтобы работа шла веселее, давайте проведём пальчиковую гимнастику.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом, как только можно,
Крепко-накрепко сожмём.
Наши пальцы рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём –
Рисовать опять начнём!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте разложим на столе работы. Какие они яркие, красивые! Чем вы, ребята, занимались сегодня? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. Вы научились создавать узоры по мотивам дымковской росписи, украшать ими игрушки. У вас получилась настоящая Дымковская слобода. Мы обязательно оформим стенд «Дымковская слобода», и каждый, кто придёт к нам в группу, сможет полюбоваться вашим творчеством. Всем спасибо!
Елена Васильева, воспитатель
ГБОУ «Лицей 1550», г. Москва
Видео «Дымковская слобода»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии