"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Большие возможности маленькой пуговицы
В дошкольном образовании большое внимание отводится созданию условий, обеспечивающих гармоничное и разностороннее развитие личности ребёнка. Одним из таких условий является внедрение инновационных технологий. Современным педагогам необходимо постоянно искать новые идеи для развития воспитанников, особенно если у них ограниченные возможности здоровья.
На основе интеграции образовательных областей и различных видов деятельности нами была разработана технология использования пуговиц в образовательной деятельности со среднего дошкольного возраста до старшего дошкольного возраста у детей с ОВЗ.
Пуговицы разнообразны, интересны и привлекают внимание детей, что позволяет использовать их для работы по коррекции и развитию внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Цель нашего проекта заключается в развитии у детей дошкольного возраста с ОВЗ мелкой моторики, речи, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического, познавательного развития с помощью использования нетрадиционного материала – пуговиц.
Образовательные задачи:
- учить находить пуговицы по описанию, пересчитывать пуговицы, подбирать слова-признаки к пуговицам;
- расширять словарный запас;
- учить соотносить цвет, форму и размер.
- развивать мелкую моторику, творческие способности, фантазию;
- способствовать развитию познавательного интереса, способности находить нестандартные решения при работе с пуговицами;
- развивать тактильные ощущения;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- способствовать развитию сенсорной сферы.
- воспитывать доверительные отношения между ребёнком и взрослым, способствовать их совместному сотрудничеству.
- формировать навыки коммуникации.
Для реализации поставленных задач вместе с родителями была собрана большая коллекция пуговиц.
Содержание и применение игр, изготовленных из пуговиц
1. «Пуговичная мозаика» – выкладывание на картинку пуговиц соответствующего цвета.2. «Логопедический коврик из пуговиц» представляет собой коврик, на котором пришиты пуговицы необычной формы. Пуговицы одного вида, но разного цвета расположены в столбцах. Всего 11 столбцов (машины, яблоки, бабочки, цветы и т.д.). Сначала ребёнку предлагается выбрать задание с помощью вращения стрелки на игровом поле, а потом выбрать пуговицу с помощью таблицы.
Примеры заданий:
- «Кто как передвигается?»: подобрать слово-действие к каждому виду пуговиц или к ряду пуговиц (машина едет, мяч скачет).
- «Назови ласково».
- «Какая пуговица?»: подобрать прилагательные к определённой пуговице.
- «Чего не стало?» и другие.
4. Изготовление настольных игр:
- Игра «Найди пропавшие листья»: из пуговиц определённого цвета детям предлагается подобрать листья (по временам года).
- Игра «Найди предмет»: в ёмкость засыпается манная крупа и в неё прячутся пуговицы. При помощи ситечек, воронок нужно найти пуговицы (путём просеивания крупы).
- Игра «Рыболов»: в ёмкость с водой высыпать пуговицы разного цвета и размера. Ребёнку даётся сачок и предлагается выловить только красных «рыбок», затем только больших и так далее.
- Игра «Найди на ощупь»: детям предлагается на ощупь отобрать только гладкие, шершавые, деревянные, металлические или пластмассовые пуговицы. Можно предложить найти самую маленькую или самую большую.
- Игра «Сундук с сокровищами»: предлагается в сундуке с золотом (золотыми пуговицами) отыскать определённый предмет. Также данный сундук используется нами в различных сюрпризных моментах либо мероприятиях.
- Коврик «Грибная поляна»: детям предлагается «пристегнуть» пуговицы-грибы к поляне, посчитать количество грибов, описать грибы, сделать так, чтобы их стало меньше.
6. Для знакомства с буквами дети вместе с родителями изготовили макеты букв из пуговиц, что позволило превратить образовательную деятельность в игру.
Работая над проектом «Пуговицы», мы предложили родителям вместе с детьми изготовить книги с использованием пуговиц.
Содержание и применение книг, изготовленных из пуговиц
- Книга на закрепление математических навыков «Счёт до 10». Данную книгу можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных. Каждая страница посвящена определённому числу и цифре от 1 до 10.
- «Времена года». Странички данной книги знакомят детей с временами года. Каждому времени года посвящён разворот. Цель – закреплять знания детей о временах года, их основных признаках; развивать мышление, речь, память; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Книга «Дюймовочка» создана по мотивам одноимённой сказки. На страницах данной книги все предметы пристёгиваются с помощью пуговиц, что даёт возможность одновременно решать две задачи – развитие связной речи и мелкой моторики.
- Развивающая книга «Пуговки». Цель данной книги – способствовать развитию сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста.
- Лэпбук «Жила-была пуговица» знакомит нас с историей возникновения пуговиц, их видами, размерами, формами. Здесь предлагается много творческих заданий на развитие речи, воображения, мышления, памяти.
- Оригинальный «Кузин сундучок» знакомит нас с тем, что такое пуговица, предлагает загадки и различные истории о пуговицах.
- Книга об истории создания пуговицы.
Ольга Васильева, воспитатель,
Светлана Зайцева, воспитатель,
Валентина Святкина, учитель-логопед,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Короткова Людмила Сергеевна
- Деревянные игрушки "Пелси"
- Развитие мелкой моторики рук как направление педагогической работы с дошкольниками
- Выставка «Весна и мода. Коллекция из Фонда Александра Васильева»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии