"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Мир игрушек: от рождения до школы
Ранний возраст
Начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме и её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, привлекая его внимание. Чуть позже, с развитием хватательных движений, малышу необходимо действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей.В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части, хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами и т.д. В 10-12 месяцев малышу нужны пирамидки из 3-5 колец, разноцветные кубики, игрушки-каталки и неваляшки, доставляющие ему радость. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот для ребёнка — такое же средство познания, как руки и глаза. Необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.
Для 2-летних ребятишек приобретите большие разноцветные мячи и не сложные кубики для складывания картинок, небольшой строительный набор (кирпичики); составные пирамидки; мягкие, пушистые игрушки, с которыми дети хорошо засыпают. Приучайте ребёнка с этого возраста складывать игрушки после игры в специально отведённое место: большую пластмассовую машину или коробку. Это будет приучать его к аккуратности и самостоятельности.
Младшие дошкольники
Расширяйте набор игрушек для 3-летних детей: к ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавьте простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми. Приобретайте «бытовые игрушки», которые должны быть похожи на оригинал и отличаться прочностью.На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего дети выбирают сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая их окружает: играют в «дочки-матери», «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки должны быть больших размеров и отображать различные стороны реальности (чайные и столовые сервизы, парикмахерские наборы, мебель и др.). Всё это свидетельствует о новом этапе социально-эмоционального развития ребёнка.
Средние дошкольники
К 4-м годам основным видом детской деятельности становятся ролевые игры. Многие игрушки оказываются ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Старайтесь не покупать ребёнку в этом возрасте дорогие игрушки, большую пользу ему принесут игрушки, сделанные своими руками вместе со взрослыми: машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.5-летнего ребёнка постепенно перестают занимать крупные игрушки, его интерес и эмоции завоевывают наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей. Проигрывайте с детьми разные варианты с одними и теми же игрушками: игры «больница», «парикмахерская», «магазин», развивайте их фантазию и воображение, так как в этот период детское мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Старшие дошкольники
Для 6-летнего ребёнка приобретите необычный конструктор, модели кораблей и самолётов, красивые фломастеры или занимательную настольную игру, разборный робот-трансформер, набор для шитья и вязания, набор образных игрушек на интересные для ребёнка темы: «Зоопарк», «Город», «Железная дорога», «Космос». Поощряйте любое желание малыша что-то смастерить, сшить, склеить и подарить кому-то игрушки, сделанные своими руками. Это вызывает в нём радость и гордость за свой труд.Развивайте в детях трудолюбие, усидчивость. Это подготовит их к новому виду деятельности — школьному обучению.
Старшим дошкольникам и младшим школьникам особенно интересны настольно-печатные игры на развитие памяти, счёта, определение количества. Кстати, у старших дошкольников наибольший интерес вызывают канцелярские принадлежности, строительные материалы, нитки, пуговицы. Ребёнок сам готовит себя к смене игровой деятельности на обучение в школе.
И ещё важный момент: не заставляйте ребёнка выкидывать его сломанные или устаревшие игрушки, так как с каждой из них у него связаны положительные эмоции и переживания, детские воспоминания, друзья. Подарите их другим детям, детскому саду или ребёнку, у которого недостаточно игрушек.
Анкета для родителей
Предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им оценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда — жёлтого, никогда — синего цвета.- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
- Рассказываю о своих играх в детстве.
- Если сломалась игрушка, ремонтирую её вместе с ребёнком.
- Купив игрушку ребёнку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, то есть не лишаю его на время этих радостей.
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Татьяна Чайкина, воспитатель
ГБОУ СОШ №1416 СП №8 (детский сад №2710), г. Москва
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Ваши игрушки пора обновить?
- Закончи рисунок
- Реабилитационная система OptiMusic как средство коррекционной работы с детьми
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии