Развитие произвольного внимания у детей
Внимание – это состояние избирательного сосредоточения сознания на определенных объектах, явлениях или мыслях. Оно позволяет нам выделять важные аспекты информации и игнорировать второстепенные. Это помогает нам лучше понимать и анализировать окружающий мир. Внимание также играет важную роль в нашей способности к обучению и запоминанию информации. Оно может быть различных видов, в зависимости от различных факторов. Вот некоторые из них: непроизвольное, произвольное, пост произвольное, распределенное, селективное.
Произвольное внимание и его виды
Произвольное внимание – это вид внимания, который требует сознательных усилий и намерения сосредоточиться на определенном объекте или задаче. Он часто используется в ситуациях, где задача является сложной или требует высокой степени концентрации. Например, при чтении или решении математических задач. Примером произвольного внимания может служить ситуация, когда человек решает сосредоточиться на чтении книги, несмотря на то, что вокруг него происходят другие события, которые могут отвлекать его внимание. Он делает усилие, чтобы игнорировать эти отвлекающие факторы и сосредоточиться на чтении.
Произвольное внимание можно разделить на следующие виды:
1. Волевое внимание, которое требует сознательного усилия для концентрации на определенной задаче или объекте. Оно отличается от непроизвольного внимания, которое возникает автоматически и не требует усилий. Также оно отличается от спонтанного внимания, которое может быть привлечено интересными или яркими стимулами. Волевое внимание часто используется в ситуациях, требующих высокой степени концентрации или преодоления отвлекающих факторов.
2. Выжидательное внимание – это состояние готовности к восприятию информации или действию, которое может возникнуть в ответ на определенный стимул. Оно часто связано с ситуациями, когда человек ожидает какого-то события или информации и его внимание сосредоточено на этом ожидании. Например, спортсмен может проявлять выжидательное внимание перед стартом гонки, ожидая сигнала к началу.
3. Сознательное внимание – это форма внимания, которая предполагает активное участие и контроль над процессом внимания со стороны субъекта. Это означает, что человек сознательно направляет свое внимание на определенный объект или деятельность и контролирует его концентрацию и продолжительность. Сознательное внимание играет важную роль в процессе обучения и решения задач, так как позволяет человеку сосредоточиться на важной информации и игнорировать отвлекающие факторы.
4. Спонтанное внимание – это внимание, которое привлекается без сознательных усилий со стороны человека. Оно может быть вызвано интересными или неожиданными событиями, яркими предметами или звуками. Спонтанное внимание часто является непроизвольным и не требует от человека усилий для его поддержания.
В силу возраста ребёнка произвольное внимание имеет свои особенности. Это концентрация: произвольное внимание требует усилий для концентрации на выбранном объекте или задаче. Настойчивость: произвольное внимание может быть трудным для поддержания в течение длительного времени, особенно если задача скучная или сложная. Распределение: произвольное внимание также может быть распределено между несколькими задачами или объектами. Отвлекаемость: произвольное внимание может быть легко отвлечено внешними стимулами или мыслями. Контроль: произвольное внимание предполагает наличие некоторого уровня контроля над вниманием, что позволяет выбирать, на чем сосредоточиться.
Как развить произвольное внимание
Как развить произвольное внимание у ребенка? Развитие произвольного внимания у детей требует спокойной и тихой обстановки для занятий. Необходимо избегать отвлекающих факторов, таких как громкие звуки, яркий свет и т.д. Поощряйте ребенка к тому, чтобы он сам контролировал свое внимание. Малыш должен научиться понимать, когда он отвлекается, и уметь возвращать свое внимание к задаче. Постепенно увеличивайте сложность действий. Начните с простых игр и заданий, а затем переходите к более сложным вопросам. Хвалите мальчиков и девочек за успехи и поддерживайте их в трудных ситуациях. Это поможет им чувствовать себя уверенно и достигать больших результатов. Используйте различные методы обучения. Например: аудиовизуальные материалы, интерактивные задания и т.д. Применяйте техники релаксации и управления стрессом для улучшения концентрации внимания. Используйте игры и задания, которые требуют концентрации внимания.
Игры для развития произвольного внимания
Для развития произвольного внимания у детей применяются разные способы и методы. Но наиболее эффективным является игровой прием, когда мальчики и девочки в непринужденной форме приобретают навыки произвольного внимания. Предлагаем рассмотреть краткий перечень игр, которые можно использовать в качестве дидактического материала.
- «Найди отличия» – классическая игра для развития внимания.
- «Лабиринты» – игра, в которой нужно провести персонажа через лабиринт, собирая предметы и избегая препятствий.
- Пазлы – это головоломки, состоящие из определенного количества деталей, которые нужно собрать в единое целое.
- «Скрытые объекты» – игры, в которых нужно искать спрятанные предметы на картинке.
- «Таблицы Шульте» – таблицы со случайно расположенными числами, которые нужно найти по порядку, как можно быстрее.
- «Игра в слова» – игра, в которой игроки должны придумывать слова на заданную тему, за определенное время.
- Головоломки «судоку» – логические головоломки, в которых нужно заполнить клетки числами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, столбце и маленьком квадрате 3x3 числа не повторялись.
- Шахматы – интеллектуальная игра, требующая концентрации и внимания.
- Поиск изменений: ребёнок должен заметить изменения в комнате или на столе.
- Зеркало: малыш должен повторять движения другого игрока зеркально.
- Поиск букв: дети должны слушать слова, которые произносит взрослый, и реагировать хлопками, если услышит определенную букву.
- Регулярные игры и выполнение предложенных упражнений поможет развить навыки концентрации внимания у детей и у взрослых.
Стоит также отметить, что младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут. Однако с возрастом уровень концентрации растёт. В 2-3 года ребёнка можно занять на 40 минут, а к дошкольному возрасту у него развиваются собственные волевые черты, необходимые для принятия решений.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 23.04.2024 08:43:00Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии