Как научить ребенка считать в уме
Устный счет – это тот навык, который пригодится человеку в повседневной жизни. Прежде чем поговорить о том, как научить ребенка считать в уме, предлагаем вам изучить все преимущества устного счета:
- Весомая часть развития, как письмо и чтение.
- Полезен в быту: можно в уме посчитать общую стоимость покупок, скидку и сдачу в магазине.
- Улучшение памяти, концентрации и логики.
Специалисты рекомендуют начинать обучение в пятилетнем возрасте. В это время дети особенно любознательны. К семи годам они способны освоить более серьезные техники, чем простейшие арифметические действия. Это идеальный момент, чтобы познакомить малыша с особенностями устного счета. Важно: обходить стороной взрослые методики обучения. Дело в том, что дети иначе воспринимают информацию.
Общие рекомендации
Перед началом обучения рекомендуем проверить готовность вашего малыша освоить ту или иную методику обучения устному счету. Если ребенок проявляет активный интерес к занятиям, тогда можно начинать. Устный счет взаимосвязан с абстрактным мышлением. Если второй навык развит, то и счет в уме ребенок освоит без трудностей. Суть вопроса в том, что абстрактное мышление у детей начинает формироваться только к семи годам. Это достаточно трудоемкий процесс, который требует больших затрат времени и усилий.
Чтобы развить этот навык у малыша, необходимо научить ребенка создавать связи между наглядно-образным мышлением и конкретным зрительным образом. В этом вам помогут такие простые упражнения:
- Для изучения математики использовать различные пособия: счетные палочки, магниты и картинки.
- Взять за правило ежедневно называть ребенку различные цифры и просить его показать их.
- Спрашивать у ребенка, какие цифры окружают его в данный момент. Это может быть номер дома или машины, ценник товара в магазине.
Очередная простая методика развития – изучения основ арифметики. Для начала убедитесь, что ваш малыш умеет легко назвать цифры от 1 до 10 и в обратном порядке. Далее начните с простого: расскажите о составе любого числа. Пусть это будет число 4. Итак, 4 яблока – это 3+1, 2+2. Для наглядного примера положите яблоки на стол и продемонстрируйте каждый вариант. Удачно изучив простой этап сложения, можно переходить к умножению и вычитанию.
Необходимо объяснить детям, что значит больше, меньше и равно. Малыши должны знать разницу в этих показателях и для чего они нужны. Чтобы обучение прошло максимально интересно и комфортно для вас и малыша, превратите занятия в игру. Не нужно читать ребенку неинтересные лекции по поводу важности цифр. Любое объяснение делайте максимально наглядным и не забывайте хвалить малыша за любые успехи. Счет в уме должен стать в вашей семье обычным делом. Используйте любые возможности для этого: считайте деревья или машины во время прогулки, ручки и карандаши в пенале. И самое главное – основа и залог успеха заключается в регулярном повторении материала, его закреплении. Постоянные занятия станут основой крепких знаний.
Игры, задания и упражнения для обучения
Указав в поиске запрос «Учим ребенка устному счету», вы увидите самые популярные способы, которые помогут достичь желаемого результата. Поговорим о самых распространенных вариантах, а вы выберите наиболее интересный вам. На первом месте у ребенка всегда будут игры, так почему бы не воспользоваться этим?
- Организуйте свой небольшой «магазин» и попросите ребенка расставить товар, оформить ценники. Пусть малыш попробует что-то продать, посчитать стоимость покупки, дать сдачу. Кроме интересного время провождения ребенок в игровой форме освоит навыки устного счета, сможет вести переговоры с «покупателем».
- Еще один интересный способ: устроить соревнование, участниками в котором будет ваш ребенок и его друзья. Можно подготовить несколько несложных задач и предложить компании решить их на время. Кто быстрее справиться с заданием, тот и победитель.
- В последнее время популярностью пользуется игра «Домик». Смысл ее заключается в изучении состава числа. Вы рисуете любой многоэтажный дом с крышей. На каждом его этаже пишете несколько цифр. В сумме они должны давать число, которое находится на крыше здания. В результате процесса участники изучают состав числа, строят свой дом и привыкают к устной арифметике.
- Предлагаем активно использовать иллюстрированные наглядные пособия, например, таблицы сложения и вычитания цифр. Можно развесить их на стене в квартире, на холодильнике. Нет необходимости в заучивании таблиц, но важно объяснить ребенку смысл. Можно решить вместе несколько примеров и после этого предложить малышу самостоятельно справиться с аналогичной задачей. Так вы увидите, усвоил ли ребенок материал.
- Использование красочных таблиц, которые всегда на виду у ребенка, положительно отразится на запоминании информации. В этом случае будет работать зрительная память малыша.
При устном счете он будет представлять яркие цифры. Не забудьте рассказать о простых правилах, которые помогут решить примеры в уме:
- Прибавление цифры по частям: 14+8=10+4+6+2=22.
- Постепенное вычитание по частям: 46-8=46-6-2=38.
Это должно понравится ребёнку, если доходчиво объяснять в тот момент, когда он воспринимает эту информацию с интересом. Главное - не давить на ребёнка, принуждать и требовать слушать ваши объяснения против его воли.
Системы обучения ребенка устному счету
Любое обучение чему-то новому требует детального ознакомления с информацией. Результат зависит от того, как качественно и доступно будет преподнесены те или иные сведения. Сегодня педагоги используют разнообразные методы обучения, каждый из которых разработан опытным специалистом и проверен годами. Поговорим и наиболее распространенных вариантах.
О методике Марии Монтессори не знает разве что ленивый. Ее система основана на личной вовлеченности детей. Мария сразу поняла, что никакие цифры сами по себе не могут привлечь внимание малышей и хоть как-то заинтересовать их. Совсем другое дело, когда все, что связано с цифрами наглядно сопровождает малышей в их повседневной жизни. Для начала детям дают возможность познакомиться с цифрами. Делают они это тактильно и зрительно: смотрят на яркие знаки, трогают их, если это объемные фигуры. Во время знакомства важно вести счет. Для наглядности можно использовать интересные предметы: стеклянные или воздушные шары и т.д. Любой материал должен быть ярким и запоминающимся. Работая с предметами, дети быстрее запоминают состав цифр, им легче дается счет в уме.
Метод Леушина – распространенный способ обучения в советское время. Многие педагоги и сегодня активно используют этот вариант. Основа арифметики изучается с помощью различных подручных средств: простые счетные палочки, лежащие на столе вещи, посуда. Ребенок поочередно передвигает каждый предмет и комментирует счет так: «Одно яблоко и еще одно – это два яблока, а добавим еще одно и будет три яблока.» На следующем этапе обучения малыш узнает, что такое «больше» и «меньше», а также учится сравнивать предметы.
Американский психолог Гленн Доман сделал акцент на развитие фотографической памяти малыша, создав для этого специальные развивающие карточки. Суть такова: родители показывают малышам карты с большими точками, а те в свою очередь должны угадать количество точек. Этот способ исключает логические рассуждения со стороны ребенка и не предусматривает работы с реальными предметами. Несмотря на эти недостатки, но пользуется спросом у многих родителей и педагогов.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 06.12.2022Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии