Выбор игрушек ребенку с аутизмом
Детский аутизм, или синдром Канера, представляет собой ряд неврологических нарушений развития, возникающих из-за неправильного функционирования мозга. Из основных признаков болезни можно выделить –отсутствие интереса к внешнему миру, не желание взаимодействовать с окружающими людьми. Дети с вышеуказанным синдромом отличаются от своих сверстников и требуют к себе повышенного внимания. Они часто не проявляют никакой реакции даже на такие факторы, как голод и холод, что может существенно повлиять на их здоровье. Ими могут не произвольно цитироваться ранее услышанные слова и фразы. В большинстве случаев мальчики и девочки с аутизмом – это творческие личности, проявляющие интерес к искусству.
Независимо от физических и интеллектуальных возможностей, предпочтений и особенностей ребёнка, все малыши обожают играть и получать подарки. Но вот к выбору игрового материала для детей с синдромом Канера подходить надо с особым вниманием. Проявите интерес к тем производителям, которые непосредственно занимаются выпуском изделий для детей-аутистов. Существуют целые серии различного игрового и развивающего материала, которые не только доставят радость мальчикам и девочкам со слабым развитым чувством осязания, но и помогут в процессе изучения окружающего мира.
Выбор игрушек ребёнку с аутизмом
Какие игрушки выбрать ребёнку с аутизмом? Психологи рекомендуют покупать игровые наборы, которые могут стать связующим звеном между малышом и внешним миром. Это музыкальные инструменты, разнообразные кубики, тканевые и картонные книги, фигурки с рельефной поверхностью, пазлы с крупными элементами, простые конструкторы, несложные головоломки и логические игры, игровые палатки и домики.
Так как аутисты – консерваторы в выборе своих предпочтений, то чаще всего они просят купить им игрушку определённого цвета или содержания. Не стоит отказывать в этом ребёнку. Но нужно стараться тактично и постепенно приучать его к разнообразию, подталкивать к выбору другого цвета, формы, функциональности предмета. Это вопрос очень сложный, но, проявляя чудеса дипломатии, путём убеждения и договоренности можно достичь желаемого результата.
Магазинов, где бы был бы представлен весь ассортимент детских товаров для аутичных детей, нет. В большинстве случаев продавцы предлагают либо обычный товар, либо отдельные наборы, которые сейчас всё чаще и чаще появляются на прилавках детских магазинов. Существуют интернет-магазины для аутистов, где продукция для особенных детей представлена в широком ассортименте. Там родители могут подобрать для малыша интересующий его игровой материал. Несмотря на то, что сейчас весь ассортимент товаров можно получить с доставкой на дом, не стоит игнорировать возможность совместного посещения с ребёнком магазина. Во время похода за покупками может возникнуть стрессовая ситуация как для малыша, так и для родителей. Но пытаться всё же нужно. Существует литература, в которой описываются возможные раздражители в магазине (звуки, запахи, зрительная информация, тактильные ощущения, вторжение в личное пространство). Там же предлагаются стратегические варианты, способные уменьшить возникшие трудности: предварительная подготовка, использование защитного оборудования (очки, наушники). Для понижения влияния фобий, повышению физических и контактных показателей, уровня норадреналина, ГАМК, дофамина, мелатонина существенно влияет верховая езда и посещение дельфинария.
Игрушки для детей с аутизмом
Игрушки для детей с аутизмом в первую очередь должны быть прочными и безопасными. Так как для большинства аутичных мальчиков и девочек на первых этапах развития единственным доступным вариантом игры является швыряние игрушек на пол, топтание их ногами, запихивание в рот. Необходимо личное присутствие взрослого при игре ребёнка с мелкими деталями. Игрушки, выбранные для ребёнка, должны приносить ему сенсорное удовлетворение. Тогда можно понизить уровень тревожности малыша. Наличие такой игрушки может помочь вам в ситуации, когда вы находитесь вне дома, когда ребёнок чаще всего начинает испытывать стресс.
Определить тип игрушки, способной нести такую функцию, можно путём наблюдений за ребёнком. Любой малыш проявляет в большей или меньшей степени интерес к тому или иному предмету, действию. Игрушки должны соответствовать предпочтениям вашего чада. Обязательно должны быть игрушки, которые способствуют общению сына или дочки с вами. Ведь трудности в этом вопросе – это главная характерная черта особенного ребёнка. Приведем несколько примеров интересных игровых комплектов, которые могут заинтересовать малыша.
- Попер – это доска качалка для детей от 3 до 10 лет. Игрушка представляет собой вогнутую платформу с прочными силиконовыми присосками. Во время движения получается лопающий звук. Игрушка развивает вестибулярный аппарат, координацию движения.
- Ведёрко непроливайка для мыльных пузырей Little Kids Fubbles. Производитель представляет сосуд, который можно крутить, вертеть, переворачивать. При этом из него не выльется ни капли раствора. Мыльные пузыри – это забава, которая вызовет радость у ребёнка, но в то же время игра будет действовать успокаивающе.
- Игровые наборы Play-Doh – это комплекты, состоящие из баночек с массой для лепки и множеством аксессуаров. Дети могут мять, лепить, катать, резать, сгибать пластичный материал, производить всяческие свободные действия своими руками, исследуя и творя.
- Dimpl – это поппер для выдавливания пузырьков руками.
- Цифровые книги – это книги с говорящими и поющими страничками, с текстом, передающим ребёнку информацию об окружающем мире.
- Сенсорные качели «Harkla» дадут ребёнку возможность почувствовать себя акробатом, научить балансировать, в какие-то моменты успокоит. Ребёнок может в них находиться как в коконе, так как качели имеют свойство сжиматься.
- Ожерелье «Жуй-жуй» – это игрушка, которая поможет детям отвлечься от предметов, подвергающихся с их стороны ротовому давлению и проглатыванию. Безопасное ожерелье станет отличным стимулятором поведения.
- Карточные игры, способные расширить словарный запас малыша и научить его идентифицировать разные объекты.
- Деревянные железные дороги. Наборы помогут в изучении причинно-следственных мероприятий.
- Сенсорные доски, включающие необходимое оборудования (скользящие предметы, вращающиеся шестерёнки, лабиринты) для приобретения новых навыков.
- Игрушки для воды с душами, брызгалками, водяными мельницами, кранчиками. Обычно это игровые столы, которые можно установить как дома, так и на улице.
- Набор кубиков из щетины Battat – это строительные элементы, соединяющиеся между собой под разными углами за счёт щетинок, находящихся на их внешней стороне.
- Батут с подвеской и музыкой.
- Музыкальная игрушка Twirly Whirly. Во время игры она издаёт нежные звуки, не раздражающие слух ребёнка.
- ArtCreativity – волшебный разноцветный вращающийся шар.
- Игровые кухни с атрибутами кухонной утвари и техники.
Список можно продолжить различными вкладышами, сортировщиками, пазлами, пирамидками, фигурками героев мультиков, животных, фанатических существ, красочными книгами. Важно знать, что у каждого ребёнка с синдромом аутизма будут потребности личного характера. Значит подбирать развивающие игрушки нужно с терапевтическим эффектом.
Книги для детей с аутизмом
Книги, как и игрушки, являются инструментом психологической помощи ребёнку с аутизмом. При помощи чтения можно установить контакт с малышами и наладить взаимодействие с ними. Опираясь на чтение, формируется жизненный опыт ребёнка, организуется его сюжетное сознание. Есть несколько особых книг, на которые непременно нужно обратить своё внимание.
- У всех кошек синдром Аспергера;
- Мальчик по имени Летучая мышь;
- Все мои полосы: рассказ для детей с аутизмом;
- Энди и его желтая фрисби;
- Мой друг с аутизмом;
- Мой брат Чарли;
- Книга принятия аутизма;
- Друг, как Саймон;
- Детский инструментарий Asperge;
- Мы потрясающие – 1, 2, 3!;
- Друг Генри;
- Девушка, которая думала в картинках;
- Мой брат Отто;
- История Итана: моя жизнь с аутизмом;
- Тако Кто-нибудь? История аутизма
Дети с синдромом Канера – это тоже дети и они так же нуждаются в игрушках и книжках. Подобрать предметы, которые могли бы заинтересовать аутичного ребёнка, – задача не из простых, но решаемая. Нужно пробовать, пытаться, стремиться, понять и учесть необычные склонности ребёнка и искать взаимодействия с ним.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 02.05.2023Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии