"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Зимующие птицы
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Задачи:
- закреплять представления о зиме, её приметах и зимующих птицах;
- совершенствовать грамматический строй речи, слоговой структуры слова, связной речи (составление описательного рассказа о птицах по коллективно составленному плану);
- развивать тонкую и мелкую моторику, проводить профилактику нарушений письменной речи;
- способствовать развитию свободного общения с взрослым и детьми, овладению средствами взаимодействия с окружающими.
Материалы и оборудование: мольберт, сюжетная картина «В зимнем парке», диск с записью П.И. Чайковского «Зимнее утро», картинка-загадка, коврограф, плоскостные изображения птиц, конверты с разрезными картинками, мяч, альбомы Н.Э. Теремковой «Логопедические задания для детей 5-7 лет», контейнер с цветными карандашами, наклейки.
Ход занятия
(Логопед приглашает детей войти в кабинет, отгадав загадки и обратить внимание на компьютер. Звучит музыка П.И. Чайковского «Зимнее утро». Каждому загадывается отдельная загадка.)Логопед: Посмотрите на картину и послушайте стихотворение, которое приготовил нам Саша.
Ребёнок: Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Логопед: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети: На картине нарисована зима.
Логопед: Расскажите о земле в это время года. Как она выглядит? Какая она?
Дети: На земле лежит снег. Земля снежная, белая, холодная, мёрзлая, ледяная.
Логопед: Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните ответ со слова «снег».
Дети: Снег белый, пушистый, лёгкий, холодный, блестящий.
Логопед: Опишите небо. Какое оно?
Дети: Небо светлое, чистое, голубое, высокое.
Логопед: Что вы можете сказать о деревьях? Какие они?
Дети: Деревья голые, заснеженные.
Логопед: Каких птиц мы видим в кормушках на деревьях? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.
Логопед: Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»?
Дети: От слова «зима».
Логопед: Подберите слова-родственники к этому слову. И отхлопайте их по слогам.
Дети: Зимний, зимовать, зимовье, зимушка, зимующий, предзимний.
Логопед: Верно. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Дети: Ворону, сороку, голубя, воробья, щегла, клеста, свиристеля.
Логопед: Отхлопаем названные слова по слогам.
Логопед: Что делают в парке ребята?
Дети: Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, катаются на коньках, кормят птиц.
Логопед: Как они одеты? Почему?
Дети: Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.
Логопед: А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Кормушка».
Рано утром на опушке,
Мы повесили кормушку. (Ударяют кулачками обеих рук друг о друга.)
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек. (Поглаживают каждый палец сначала на левой, а затем на правой руке.)
Не едите вы с ладошки,
Зёрна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждёт в кормушке. (Большой палец «здоровается» с каждым пальцем на обеих руках.)
(Логопед обращает внимание детей на картинку.)
Логопед: Посмотрите внимательно на контурные изображения птиц и сравните их с нарисованными. Каких зимующих птиц вы заметили? Почему к контурному изображению одной птицы нет картинки?
Дети: Голубь, дятел, воробей, синица, ворона – зимующие птицы. Сова – перелётная птица.
Логопед: Отлично! Вы просто молодцы! У меня есть ещё задание по этой картине. (Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?». Дети выходят на ковёр, встают в круг, логопед берёт в руки мяч.)
Логопед: Я называю часть тела какой-то птицы и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч, говорите, чья это часть тела и возвращаете мяч мне. Постарайтесь быть внимательными. (Образец: клюв вороны – вороний клюв.)
Логопед: Давайте поиграем в игру «У кормушки». Рассмотрите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите и назовите по одной птице. Теперь поместите свою птицу в кормушку или рядом с ней и расскажите о том, что делает птица. (Логопед помещает на коврограф плоскостное изображение кормушки и части ствола дерева, а перед детьми раскладывает плоскостные изображения зимующих птиц. Например, дятел сидит на дереве. Клёст летит к кормушке.)
Логопед: Теперь снимите изображения своих птиц с коврографа и поменяйтесь ими. Поместите каждую птицу туда, где она была. Проверьте, не допущены ли ошибки. (Дети выполняют задание и, если это необходимо, исправляют ошибки друг друга. Логопед убирает пособие с коврографа и раздаёт детям альбомы Н.Э. Теремковой по теме «Зимующие птицы». Ставит контейнер с цветными карандашами.)
Логопед: Обведите контурное изображение зимующих птиц и раскрасьте их. Назовите птиц. (Дети выполняют задание. За хорошую работу дети получают наклейки.)
Логопед: У каждого на столе лежит конверт с разрезной картинкой зимующей птицы. Откройте конверт, составьте изображение зимующей птицы и назовите её. (Дети выполняют задание.)
Логопед: Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнёте рассказ?
Дети: Мы назовём птицу и скажем, что она зимующая. Потом мы скажем, какая она по размеру и окраске.
Логопед: Затем что опишите?
Дети: Мы опишем части тела птицы и расскажем о её особенностях. В конце нужно рассказать, чем питается птица.
Логопед: Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. (Дети составляют рассказы. Логопед предлагает им выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой.)
Логопед: Птиц надо беречь и кормить их. Послушайте замечательное стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц». (Логопед помогает детям рассказать о том, что они делали на занятии. Дети оценивают работу друг друга.)
Надежда Кокина, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 43 «Гнёздышко» г. Тольятти
Рекомендуем почитать
- О чём шептались камушки…
- Новый год «вверх ногами»
- Светлана Викторовна Колчевская
- Дистрибуция товаров для детей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии