"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Зимние узоры
Интегрированная образовательная деятельность для детей старшей и подготовительной к школе групп
Задачи:
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима. Какие приметы зимы мы знаем!
Дети: Зимой всегда очень холодно, морозно, бывает метель, идёт снег.
Воспитатель: Правильно! Скажите, ребята, какой праздник приходит к нам зимой?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Зимой люди на всей планете Земля, во всех странах, городах и деревнях ждут этот прекрасный праздник, Новый год! Вы знаете стихотворения, посвящённые этому празднику?! Расскажите. (Дети по своему желанию рассказывают стихи.)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним новогодние традиции! Расскажите, как встречают этот праздник?
Дети: Надо украсить новогоднюю ёлку шариками, звёздочками, бантиками. Ещё вешают гирлянды и мишуру. Надо пригласить всех-всех и дружно встретить праздник. В праздник показывают весёлые передачи. Все поют новогодние песни. На Новый год готовят много вкусного и угощают друг друга. И дарят друг другу подарки. А нам, детям, подарки приносит Дед Мороз.
Воспитатель: Действительно, вы верно всё рассказали. Подарки и украшения можно сделать своими руками или купить. Мы вот с вами сделали открытки своими руками и подарим их своим родителям, когда они придут к нам на праздник. Люди ходят друг к другу в гости, накрывают праздничные столы. Скажите, ребята, а когда наступает Новый год?
Дети: 31 декабря.
Воспитатель: В ночь с 31 декабря на 1 января. Вспомните, вначале нас поздравляет президент, потом часы на Спасской башне бьют 12 раз, вот тогда и приходит Новый год! Ребята, почему именно 12 ударов? Как думаете?
Дети: Потому что 12 месяцев. Ещё есть такая сказка!
Воспитатель: Стрелки часов – маленькая и большая – стоят на 12. Год состоит из 12 месяцев, и ударов тоже 12. Напомните мне, кто написал сказку «Двенадцать месяцев»?
Дети: Самуил Маршак.
Воспитатель: Молодцы! Мы говорили о различных новогодних традициях. Конечно, главным символом праздника является ёлка, и не только в России. Ребята, почему же ёлка, а не берёза и не кактус? (Дети делают свои предположения, фантазируют.)
Воспитатель: Я хочу рассказать вам историю о ёлке. (Рассказ сопровождается показом презентации.) Давным-давно в России правил император Пётр Первый. Он любил путешествовать и был о многих странах. И однажды во время путешествия он увидел, как другие народы празднуют Новый год. Ему понравилась идея – наряжать ёлку. Император, вернувшись из путешествия, на Новый год устроил для всех жителей праздник. На центральной площади Москвы появилась высокая ёлка, украшенная огромными шарами. С тех пор каждый год по традиции на Красную площадь привозят новогоднюю ёлку, которая радует всех. Она стоит в центре Москвы - столицы России. А вы с родителями видели когда-нибудь главную ёлку? (Дети рассматривают фото кремлёвской ёлки на экране.)
Воспитатель: Ёлка круглый год остаётся красивой. Ведь иголки у хвойных деревьев не опадают. Ещё открою вам секрет. Раньше Новый год у нас отмечали в сентябре, когда был собран урожай и все радовались окончанию работ. Но Пётр Первый решил отмечать праздник, как и все другие народы на земле - 1 января.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими красивыми игрушками наряжена наша ёлка в группе. А посмотрите, пожалуйста, на экран, какие необычные игрушки висят на этой ёлке. Многие ёлочные игрушки делаются вручную. Посмотрите, какие они красивые: сшитые из ткани, игрушки из дерева и даже из кости животных. Предлагаю вам поиграть. У меня есть вот такие карточки. На них изображены половинки ёлочных игрушек. Нужно найти каждой игрушке её часть. Будьте внимательны, игрушки с виду очень похожи, но, если приглядеться, вы заметите, что каждая игрушка имеет свой узор. Эти узоры и помогут вам правильно соединить части игрушек. (Проводится игра «Найди игрушку».)
Воспитатель: Какие красивые игрушки! Молодцы! Давайте и мы тоже сделаем с вами ёлочные игрушки. Но чтобы делать такие игрушки, нужно иметь зоркое зрение. Давайте перед тем, как приступить к творчеству, дадим глазкам отдохнуть! (Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения согласно содержанию.)
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты (посмотреть снизу-вверх).
У неё большие ветки.
Вот такой ширины (посмотреть слева направо).
Есть на ёлке даже шишки (посмотреть вверх),
А внизу – берлога мишки (посмотреть вниз).
Зиму спит там косолапый (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
И сосёт в берлоге лапу.
Воспитатель: Делать игрушки для ёлки мы будем необычным способом. Посмотрите, какие кружева плели наши прабабушки. Этому надо, конечно, учиться. Это вологодское кружево. Вологодское – потому что это искусство появилось в российском городе Вологда. Посмотрите на кружевные платки, скатерти. Давайте рассмотрим орнаменты и как их создают! Что изображено на этих картинках, вам знакомы эти фигуры? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Верно! Мы с вами сделаем кружевные игрушки: шары, ёлочки. Только не из ниток, а изобразим узоры на бумаге с помощью фломастеров. Посмотрите, сколько узорчатых игрушек у нас есть. Возьмите себе любые понравившиеся 2 маленькие игрушки или одну большую игрушку (дети выбирают понравившиеся шаблоны елочных игрушек). Перед вами лежат фломастеры. Вы можете выбирать один цвет или делать кружева разноцветными. Теперь будем аккуратно обводить по кружевным линиям. Вот какие узоры у нас получаются, морозные! (Воспитатель демонстрирует на личном примере процесс изготовления творческой работы, помогает детям при их желании.) Очень красиво! Предлагаю вам вырезать ваши кружевные игрушки.
Воспитатель: Ребята, надеюсь вам понравилось делать новогодние игрушки, и вы покажете дома родителям чему вы научились. (Дети рассматривают ёлочные игрушки друг у друга, обмениваются впечатлениями.)
Задачи:
- создавать условия для побуждения детей к творчеству;
- содействовать развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения;
- обогащать знания детей о новогодних традициях празднования, о старинных видах рукоделия;
- способствовать развитию познавательной активности;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи;
- создавать условия для воспитания трудолюбия, целеустремлённости и желания доводить начатое до конца;
-
развивать способность к концентрации внимания, глазомер, координацию рук под контролем глаз, совершенствовать мелкую моторику руки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима. Какие приметы зимы мы знаем!
Дети: Зимой всегда очень холодно, морозно, бывает метель, идёт снег.
Воспитатель: Правильно! Скажите, ребята, какой праздник приходит к нам зимой?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Зимой люди на всей планете Земля, во всех странах, городах и деревнях ждут этот прекрасный праздник, Новый год! Вы знаете стихотворения, посвящённые этому празднику?! Расскажите. (Дети по своему желанию рассказывают стихи.)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним новогодние традиции! Расскажите, как встречают этот праздник?
Дети: Надо украсить новогоднюю ёлку шариками, звёздочками, бантиками. Ещё вешают гирлянды и мишуру. Надо пригласить всех-всех и дружно встретить праздник. В праздник показывают весёлые передачи. Все поют новогодние песни. На Новый год готовят много вкусного и угощают друг друга. И дарят друг другу подарки. А нам, детям, подарки приносит Дед Мороз.
Воспитатель: Действительно, вы верно всё рассказали. Подарки и украшения можно сделать своими руками или купить. Мы вот с вами сделали открытки своими руками и подарим их своим родителям, когда они придут к нам на праздник. Люди ходят друг к другу в гости, накрывают праздничные столы. Скажите, ребята, а когда наступает Новый год?
Дети: 31 декабря.
Воспитатель: В ночь с 31 декабря на 1 января. Вспомните, вначале нас поздравляет президент, потом часы на Спасской башне бьют 12 раз, вот тогда и приходит Новый год! Ребята, почему именно 12 ударов? Как думаете?
Дети: Потому что 12 месяцев. Ещё есть такая сказка!
Воспитатель: Стрелки часов – маленькая и большая – стоят на 12. Год состоит из 12 месяцев, и ударов тоже 12. Напомните мне, кто написал сказку «Двенадцать месяцев»?
Дети: Самуил Маршак.
Воспитатель: Молодцы! Мы говорили о различных новогодних традициях. Конечно, главным символом праздника является ёлка, и не только в России. Ребята, почему же ёлка, а не берёза и не кактус? (Дети делают свои предположения, фантазируют.)
Воспитатель: Я хочу рассказать вам историю о ёлке. (Рассказ сопровождается показом презентации.) Давным-давно в России правил император Пётр Первый. Он любил путешествовать и был о многих странах. И однажды во время путешествия он увидел, как другие народы празднуют Новый год. Ему понравилась идея – наряжать ёлку. Император, вернувшись из путешествия, на Новый год устроил для всех жителей праздник. На центральной площади Москвы появилась высокая ёлка, украшенная огромными шарами. С тех пор каждый год по традиции на Красную площадь привозят новогоднюю ёлку, которая радует всех. Она стоит в центре Москвы - столицы России. А вы с родителями видели когда-нибудь главную ёлку? (Дети рассматривают фото кремлёвской ёлки на экране.)
Воспитатель: Ёлка круглый год остаётся красивой. Ведь иголки у хвойных деревьев не опадают. Ещё открою вам секрет. Раньше Новый год у нас отмечали в сентябре, когда был собран урожай и все радовались окончанию работ. Но Пётр Первый решил отмечать праздник, как и все другие народы на земле - 1 января.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими красивыми игрушками наряжена наша ёлка в группе. А посмотрите, пожалуйста, на экран, какие необычные игрушки висят на этой ёлке. Многие ёлочные игрушки делаются вручную. Посмотрите, какие они красивые: сшитые из ткани, игрушки из дерева и даже из кости животных. Предлагаю вам поиграть. У меня есть вот такие карточки. На них изображены половинки ёлочных игрушек. Нужно найти каждой игрушке её часть. Будьте внимательны, игрушки с виду очень похожи, но, если приглядеться, вы заметите, что каждая игрушка имеет свой узор. Эти узоры и помогут вам правильно соединить части игрушек. (Проводится игра «Найди игрушку».)
Воспитатель: Какие красивые игрушки! Молодцы! Давайте и мы тоже сделаем с вами ёлочные игрушки. Но чтобы делать такие игрушки, нужно иметь зоркое зрение. Давайте перед тем, как приступить к творчеству, дадим глазкам отдохнуть! (Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения согласно содержанию.)
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты (посмотреть снизу-вверх).
У неё большие ветки.
Вот такой ширины (посмотреть слева направо).
Есть на ёлке даже шишки (посмотреть вверх),
А внизу – берлога мишки (посмотреть вниз).
Зиму спит там косолапый (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
И сосёт в берлоге лапу.
Воспитатель: Делать игрушки для ёлки мы будем необычным способом. Посмотрите, какие кружева плели наши прабабушки. Этому надо, конечно, учиться. Это вологодское кружево. Вологодское – потому что это искусство появилось в российском городе Вологда. Посмотрите на кружевные платки, скатерти. Давайте рассмотрим орнаменты и как их создают! Что изображено на этих картинках, вам знакомы эти фигуры? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Верно! Мы с вами сделаем кружевные игрушки: шары, ёлочки. Только не из ниток, а изобразим узоры на бумаге с помощью фломастеров. Посмотрите, сколько узорчатых игрушек у нас есть. Возьмите себе любые понравившиеся 2 маленькие игрушки или одну большую игрушку (дети выбирают понравившиеся шаблоны елочных игрушек). Перед вами лежат фломастеры. Вы можете выбирать один цвет или делать кружева разноцветными. Теперь будем аккуратно обводить по кружевным линиям. Вот какие узоры у нас получаются, морозные! (Воспитатель демонстрирует на личном примере процесс изготовления творческой работы, помогает детям при их желании.) Очень красиво! Предлагаю вам вырезать ваши кружевные игрушки.
Воспитатель: Ребята, надеюсь вам понравилось делать новогодние игрушки, и вы покажете дома родителям чему вы научились. (Дети рассматривают ёлочные игрушки друг у друга, обмениваются впечатлениями.)
Галина Сиджах, воспитатель
ГБОУ СОШ №777, ДО 1, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Центр экспертизы «Spielgut»
- «Времена года»: умные шнуровки для мальчиков и девочек
- Родитель вместо логопеда
- Поиграй со мною, мама
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку