"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Жила-была река
Актуальность и оригинальность идеи значима в свете внедрения ФГОС ДО. Студия по робототехнике работает в детском саду с 2018 года. Ежегодно растёт количество детей, заинтересованных игровым оборудованием и работой с техническими объектами. Согласно данным диагностик наблюдается положительная динамика в развитии технической грамотности и инженерного мышления дошкольников.
Цель: формирование осознанно правильного отношения воспитанников к окружающей среде с использованием методов LEGO-конструирования.
Задачи:
- формировать учебно-познавательную компетенцию в ходе самостоятельной, познавательной деятельности при создании модели «Жила-была река» и реализации собственных технических идей;
- развивать информационную компетенцию в ходе программирования робототехнических моделей, работая индивидуально, парами или в командах;
- развивать социально-коммуникативную компетенцию в ходе общения детей и презентации модели друг другу.
Планируемые результаты:
- динамика в развитии инженерного мышления дошкольников и рост технической грамотности;
- развитие умений придумывать и реализовывать собственные проекты;
- умение транслировать своё мнение и эффективно работать в команде;
- рост уровня сформированности элементарных экологических знаний.
Ход деятельности
Воспитатель: Жила-была река. Сначала она была маленьким ручейком, который прятался среди высоких елей и берёз. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!». Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она оказалась в городе. По ней стали ходить лодки и пароходы. Река поила весь город.Воспитатель: Шли годы. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. В Реку бросили разные ненужные вещи и мусор, в ней мыли машины. И никто не думал про то, что Река тоже живая. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», – думала она. Заболела Река. И обратилась тогда Река за помощью.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, сможем ли мы помочь Реке? А чем? (Ответы детей.)
Воспитатель: Возможно ли создать такое устройство, которое эффективно очистит Реку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, прежде чем собрать модель, мы проведём эксперимент. У меня на столе находится ёмкость с водой и предметы, которые изготовлены из разных материалов (пластика, дерева, металла, бумаги, стекла). Мы берём предметы и опускаем их в воду.
Воспитатель: Что происходит? (Ответы детей.) Верно, пластиковые и деревянные предметы остались на поверхности, а железные и стеклянные ушли под воду. Бумага осталась размокать.
Воспитатель: Подведём небольшой итог. (Ответы детей.) Тяжёлые предметы тонут, лёгкие – нет. А это говорит о том, что мусор находится не только на поверхности реки, но и на дне.
Воспитатель: Вы хотите помочь Реке? (Ответы детей.) Тогда мы с вами отправимся в мастерскую, чтобы собрать модель, которая поможет собрать мусор не только с её поверхности, но и со дна.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы будем работать в команде? (Обсуждаем технику безопасного поведения на занятии.)
Воспитатель: Перед серьёзной работой нужна разминка. (Проводим динамическую паузу.)
Руки резко разгибаем
И обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз –
Разомнёмся мы сейчас.
Приседаем, раз, два, три,
Будь внимательней, смотри.
Продолжаем приседать,
Раз-два-три-четыре-пять.
Шаг на месте. Ходим строем,
Чтоб дыханье успокоить.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Воспитатель: Чтобы работать дружно и слаженно, нам нужно выбрать программиста и механика. (Выбор, исходя из детских мнений.)
Воспитатель: Какие детали конструктора нам понадобятся? (Ответы детей: пластины 2х6, зелёная балка 1х8, жёлтый кирпич 2х4. Ребята устанавливают соединение модели конструктора с планшетом и программируют робота таким образом, чтобы катушка вращалась, трос поднимался и отпускался. Ребята комментируют свои действия, так как ход конструирования им хорошо знаком.)
Воспитатель: Итак, ребята, вы можете проверять работу, запускайте модель. (Проводится работа с недочётами, если таковы имеются.)
Воспитатель: Мы с вами сегодня сделали большое, доброе дело: собрали такое устройство, которое поможет очистить реку от мусора. Ведь не даром говорят – добро спасает мир. Расскажите, почему, как вы считаете, наша модель так важна для Реки? Что вам в совместной работе понравилось и запомнилось больше всего? Чем помог вам напарник? (Ответы детей.)
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы! Я желаю вам и дальше дарить добро окружающей нас природе. Предлагаю вам заполнить инженерную карточку и рассказать о своей работе, изобразив её на карте.
Воспитатель: Какого робота мы сегодня с вами собрали? (Ответы детей.) Чем может быть полезен такой робот? (Проводится самоанализ.)
Познавательно-исследовательская деятельность включала наблюдение, игровое экспериментирование естественно-научной и инженерно-технической направленности, моделирование. Структура и форма организации занятия соответствовала возрастным особенностям воспитанников. Характер взаимодействия педагога и учащегося учитывал индивидуальные способности воспитанников. Воспитатель уважает мнение и идею каждого ребёнка. Занятие прошло с применением здоровьесберегающих технологий, а также STEAM-образования. Она основана на интеграции пяти дисциплин в единую схему обучения: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Благодаря такому подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из нестандартных ситуаций, вырабатывать навык командной работы.
Ольга Латыпова, воспитатель,
МАДОУ Детский сад № 264,
г. Уфа, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Аудио-книги для детей
- С картой и глобусом
- Светлана Валерьевна Лихацкая
- Стенды для образовательных организаций
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии