"Игры и Игрушки" №1-2012
Занимательная грамматика
В игре используются картонные карточки белого цвета размером 5х8,5 см, разделённые по длине на две равные части. На одной половине карточки напечатано слово, обозначающее признак предмета, на другой — предметная картинка. Для детей, недостаточно владеющих навыками чтения, слова печатаются по слогам. Карточки можно наклеить на деревянные дощечки.
В игре используется до 30 карточек, большее количество материала использовать не рекомендуем, иначе игра затягивается, и дети теряют к ней интерес. Картинки и словарь прилагательных отбираются таким образом, чтобы дети научились различать родовые окончания прилагательных. Например: круглый, круглая, круглое. В начале игры, чтобы сконцентрировать ребёнка на согласовании, следует использовать изображения предметов, которые не связаны друг с другом. А когда дети смогут без труда согласовывать прилагательные с существительными, можно предлагать карточки в соответствии с тематическими группами предметов (овощи, фрукты, транспорт, одежда, игрушки).
При объяснении детям правил игры мы используем речевой материал, знакомый детям по бытовым и учебным ситуациям:
- имена существительные: окно, облака, ключ, человек, мяч, машинка, ведро, солнце, книга, хлеб, платье, ёлка, дерево, река, дом, мак, лампочка, яблоко, стакан, колбаса, заяц, кукла, юбка, колобок, ёжик, полотенце, нож, шарф;
- имена прилагательные: круглый, чёрствый, клетчатый, круглое, летнее, деревянный, высокое, румяный, клетчатая, высокий, колючая, открытая, глубокая, острый, железный, стеклянный, железное, яркое, мясная, махровое, кучевые, заводная, колючий, резиновая, длинноухий, полевой, яркая, открытое.
Правила игры
В игре может принимать участие от двух до семи человек. Ведущий предлагает все карточки разделить между игроками поровну, чтобы каждый имел возможность сделать равное со всеми количество ходов.
Карточки могут быть закрыты от игроков, либо располагаться так, чтобы их видели все игроки. В последнем случае дети во время игры могут проявить взаимопомощь. Если ставится задача сформировать навык самостоятельного принятия решения, то карточки можно скрыть от взглядов детей.
Игра может иметь два варианта:
- все карточки находят своё место и замыкают цепь слов. В этом случае ведущий должен знать, обладателю какой карточки следует сделать первый ход. При обучении детей игре с использованием предлагаемого речевого материала игру начинает тот, у кого нарисован дом, тогда последней будет карточка с прилагательным деревянный;
- если дети хорошо согласуют слова, то игру можно начинать считалочкой, чтобы выбрать случайного начинающего игрока. Он выкладывает карточку с любой понравившейся ему картинкой. При таком начале игры велика вероятность того, что не все карточки будут задействованы. Например: последнее слово в цепочке выставленных фишек — заводная, при этом у игроков остаются карточки окно — открытая, облако — голубая, ключ — острый. Слова окно, облако и ключ не согласуются со словом ЗАВОДНАЯ, поэтому игра окончена.
Часто в самостоятельной речи дети ставят слова-признаки после слов, обозначающих предметы, а при назывании признака предмета взрослым они не обращают внимания на количественное и родовое окончание слова, например, к слову «круглый» дошкольники предлагают вариант яблоко.
Со временем у детей формируется навык согласования слов и употребления слов-признаков перед названием предмета. Игру можно адаптировать к работе с разными категориями детей. Например, если под написанным кириллицей словом расположить слово, выполненное шрифтом Брайля, а предметные картинки сделать выпуклыми, в неё смогут играть слабовидящие дети.
Родители и педагоги легко смогут придумать продолжение игры сами, значительно расширяя при этом словарный запас ребёнка и помогая ему овладеть грамматическим строем речи.
Желаю удачи и обучения с увлечением!
Мария Ковалёва, учитель-логопед,
детский сад № 2665, Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии