"Игры и Игрушки" №3-2021
Зачем нужна свободная игра современным детям?
Со временем тема направленного всестороннего развития ребёнка стала очень популярной. Появилось даже понятие «раннее развитие», стимулирующее родителей выбирать специальные игры и пособия для своих малышей, а то и вовсе отдавать их на специальные занятия. Если не в раннем, то уж в дошкольном возрасте погоня за результатом набирает полные обороты. Редко встретишь современного городского ребёнка, чьё расписание не заполнено под завязку кружками и секциями, помогающими ему «раскрыть свой потенциал». И если раньше психологи были только рады тому, что у детей появилось так много возможностей для развития, то в последнее время они заволновались - а остаётся ли в этом графике время для простой свободной игры? Беготни и баловства? Кажется, какой в этом смысл, если теперь играть можно с пользой?
Оказалось, что смысл по-прежнему есть и довольно большой.
Во-первых, во время свободной игры дети общаются и социализируются. Поэтому не получается заменить детский сад набором разных студий. Ведь на занятиях дети заняты определённой деятельностью (рисуют, танцуют, поют), у них просто нет времени на общение. А в саду это время есть. Пока каждый чем-то занят в группе, он непроизвольно взаимодействует с остальными, кто-то попросится в игру, с кем-то нужно будет поделиться, обнаружатся общие интересы… вот и пошёл процесс. Если сад по каким-то причинам не подходит, можно заменить его играми со сверстниками на детской площадке.
Во-вторых, свободная игра тоже развивает, только не логику или память, а прежде всего фантазию. Ведь в этой игре нет правил, ребёнок может придумывать всё, что захочется и воплотить свои идеи в жизнь. Понадобился домик? Хочешь - мастери его из стульев и покрывал, хочешь - устрой жилище в шкафу, а хочешь - раскрой большой папин зонт. Одни и те же куклы могут быть детьми, пациентами больницы или учениками в домашней школе. Причём игрушками дело не ограничивается, при необходимости в ход идут любые предметы. И это тоже отличная способность – уметь увидеть в подушке страшного монстра или ковёр-самолет, а в корзине для белья – машину времени или почтовый ящик.
В-третьих, возможность играть без продиктованных «сверху» правил позволяет ребёнку получить уникальный опыт. Можно ставить эксперименты с игрушками, изучать свойства предметов и веществ, например, что будет, если налить слайм в формочку и добавить песка. Сколько законов физики можно «открыть», просто катая машинки по полу! А социальный опыт приобретается в сюжетно-ролевой игре. Ведь она идёт не по конспекту и максимально похожа на реальную жизнь. И в ней, как и в жизни, нужно быть готовым к постоянным поворотам сюжета в зависимости от желания игроков. Так же как в жизни могут возникать конфликты, борьба за власть, личные предпочтения. И, разумеется, каждый участник привносит в роль свою индивидуальность. Поэтому каждые «дочки-матери» неповторимы и значит, играть в них долго не надоедает.
В-четвёртых, можно говорить об исцеляющей функции свободной игры. Ведь это процесс спонтанный, а значит, возникающий из какой-то внутренней потребности ребёнка. В нём можно открыто выражать эмоции, в том числе отрицательные. Некоторые дети отыгрывают значимые ситуации. Так, например, игра «в школу» позволяет подготовиться к учёбе, а игра «в больницу» - справиться со страхами перед врачами или уколами. Психологи даже рекомендуют родителям предлагать детям разыгрывать сложные ситуации на куклах или фигурках. Таким образом, им будет проще поделиться, а взрослым легче понять, что конкретно произошло и дать совет.
Ко всему прочему, свободная игра - это очень приятно! В ней нет проигравших, не нужно стремиться к результату, можно начать с любого места и в любой момент закончить. Чистое удовольствие!
Казалось бы, тогда, чего проще - даём детям свободное время и пускай играют как душе угодно, вместе или по одиночке. Но есть один нюанс. У свободной игры появился серьёзный конкурент - гаджеты. Для игры нужно немного поскучать, послоняться, покопаться в своих закромах, подумать, что бы сейчас хотелось, дать фантазии разыграться. А гаджет всегда под рукой, с ним не соскучишься.
Вот несколько советов вернуть свободную игру в жизнь ребёнка:
- Дайте время поскучать. Тут сложнее всего будет выдержать стоны о том, что совершенно нечем заняться, и острое желание побыть с вами. Верьте в творческие способности своего отпрыска, а когда он их проявит, поддерживайте добрым словом и вниманием.
- Возглавьте безобразие. Под видом уборки откройте какую-нибудь коробку с игрушками и начните с интересом перебирать. Довольно скоро у вас эти игрушки отберут, и можно будет тихонько ретироваться.
- Пригласите к ребёнку друзей. В компании разные идеи появляются быстрее. Тем более, что игрушки, которые уже наскучили хозяину, наверняка вызовут любопытство у его гостей.
Екатерина Винокурова,
детский психолог,
член Ассоциации песочной терапии
Рекомендуем почитать
- Миссия журнала «Обруч» — сделать заботу о дошкольном детстве национальной идеей
- Учим читать с играми В.В. Воскобовича
- Барашек из марципана
- Зимняя фантазия
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии