"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Я сам!
Воспитатель: Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать: «Я сам!».
Давайте будем одеваться...
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться...
Я сама! Я сама!
Ну идём, хоть причешу я...
Я сама! Я сама!
Ну давай, хоть покормлю я...
Я сама! Я сама!
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Как вы считаете? (Дискуссия «Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?».)
Воспитатель: Вы совершенно правы. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Психологи отмечают, что уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутверждаться. При подавлении этих порывов у детей развиваются осложнения в отношениях со взрослыми.
Первый – негативизм, не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление сделать всё наоборот.
Затем – упрямство. Это не настойчивость. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.
Наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест направлен против всего образа жизни.
И, наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.
Воспитатель: Ребёнок бунтует против окружающих и обесценивает личность взрослого. Бунтующий ребёнок находится в состоянии жёсткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя агрессивно. При обесценивании его личности взрослыми малыш может начать обзывать мать или отца, изменить своё отношение к игрушкам.
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу – умываться,
По приказу – одеваться,
Рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де-мо-би-лизация!
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь, с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили? (Родители делятся опытом.)
Воспитатель: Итак, дети стремятся к самостоятельности. Что же они умеют? Уже в трёхлетнем возрасте дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться вилкой и ложкой. Они активно выполняют все поручения взрослых. Особенно велико стремление участвовать в настоящей работе, выполняемой взроcлыми. Давайте попробуем обсудить, что могут уже ваши дети. (Выдаётся памятка для родителей.)
Памятка для родителей. Ребёнок должен...
- Мыть руки, подняв рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола, Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение довести дело до конца. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!» Какие действия нужно предпринять взрослым?
На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но, выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута... и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним. Как должна поступить мама в этой ситуации?
Воспитатель: А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность.
Это Олечке известно:
Что взяла – клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладёт подушку.
Прячет ботинки в буфет,
Всё на месте или нет?
Если мама помогала,
Надо делать всё с начала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботинки в кровать,
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там...
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (Воспитатель с детьми помогают кукле Оле расставить всё на места, накрывают стол к чаепитию и приглашают родителей.)
Елена Сенцова, воспитатель МКДОУ Д/с «Незабудка» р.п.Куйтун Иркутской области
Рекомендуем почитать
- Дидактические игры
- «Трудный» ли у вас ребёнок?
- Знакомство с деревьями и животными леса
- Что такое твистинг?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии