"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Всему основа — творческий подход
Материалы и оборудование всех групп cоздают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Игровая среда оформлена в виде крупногабаритных, соответствующих росту ребёнка модулей, тематических наборов игрушек, игровых пособий, предметов-заместителей.
Характерная особенность игротеки — творческое отношение каждого педагога к её обогащению нетрадиционными играми, оборудованием, пособиями, атрибутами. Начиная с 4-5 летнего возраста детей, осуществляется гендерный поход к организации игротеки, обязательно учитывается поло-ролевая специфика, особенности игровой деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста.
Математический уголок «Познавай-ка»
Задачи: сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим содержанием; обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при развитии личности ребёнка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.Игровые материалы уголка способствуют речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировки по схеме, модели на осуществление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование.
Для развития логики представлены игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объёмное моделирование — «Сфинкс», «Тетрис», логические задачи «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геометрия в ладошках», Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи-шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.
Сенсорный стол «Развивай-ка»
Специально организованная для сенсорного развития среда включает в себя: дидактический стол, пирамидки различной цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, конструкторы, муляжи животных, сыпучие материалы (горох, фасоль, гречка), втулочки, мозаика, матрёшки, мелкие модули.Задачи уголка: развитие мышления, пальчиковой моторики; освоение операций вкладывания, наложения, соединение частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование исследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).
Уголок безопасности дорожного движения
Уголок представлен следующими компонентами:- Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть (набор маленьких дорожных знаков, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей).
- Макет транспортного светофора.
- Набор транспортных средств, железная дорога.
- Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, всех частей машин, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
- Настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и др.).
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта, жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модель светофора и т.д.).
- Дидактические игры по обучению детей ПДД.
- Безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребёнка.
- Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.
- Картотека загадок и стихов о транспорте.
Уголок по пожарной безопасности
Уголок содержит игровой материал, который позволяет формировать представления о повышенной опасности, исходящей от огня, о труде пожарных, определённое отношение к источникам пожарной опасности, понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности. В каждой возрастной группе оформлены уголки по пожарной безопасности, в которые включены:- Макет пожарного щита, пожарные машины.
- Огнетушитель детский.
- Плакаты о причинах возникновения пожара, картинки с сюжетами по теме «Пожар».
- Табличка с телефонами единой службы спасения.
- Стенды «Спички — не игрушка. Прячьте спички от детей!» и «Не забывайте выключать электроприборы».
- Различные дидактические игры, книги по данной теме.
Физкультурно-оздоровительный центр «Кладовая здоровья»
Центр способствует развитию двигательной активности детей. Его ведущая цель — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Дети играют и занимаются в течение всего дня, обогащая двигательный опыт и творчество на уровне своих индивидуальных возможностей.Уголок оборудован: дидактическими играми, спортивными играми (настольный теннис, городки, дартс, бадминтон, боулинг, серсо), настольными играми (хоккей, футбол, бильярд), атрибутами для основных видов движения (тоннель для подлезания и ползания, музыкально-спортивный коврик, батут, сухой бассейн).
Уголок также оснащён: мячами, обручами, скакалками, шарами, кольцом для забрасывания мяча, мешочками для метания, флажками, лентами, платочками, массажными мячами и др.
Кроме того, детьми активно используется самостоятельно сделанное нами и нестандартное оборудование. Вот некоторые его варианты:
- Массажные мешочки с шишками, желудями.
- Биотренажёр «Антистресс» (осиновые палочки для самомассажа).
- «Башмачки» — деревянные бруски с резинкой, куда можно вставить ногу. Развивают силу, ловкость, выносливость, являются профилактикой плоскостопия.
- «Складная дорожка» — квадраты из мягкой резины. Пособие может трансформироваться и принимать разные формы. Развивает координацию движений, способствует становлению правильной осанки.
- «Ребристые палочки» — приспособления, изготовленные из деталей от счёт. Используются для пальчиковой гимнастики, самомассажа.
- «Ветерок в бутылке» — оборудование, используемое для выполнения дыхательной гимнастики. Изготовлено из пластиковых бутылок, кусочков пенопласта и трубочек для коктейля.
- Мягкие модули (кубы, арки, бруски), изготовленные из ткани, набитые поролоном и предназначенные для ходьбы, перепрыгивания, перешагивания, подлезания.
Оборудование физкультурно-оздоровительного центра выполнено с учётом следующих принципов:
- Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития.
- Принцип доступности (доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей).
- Принцип гендерной принадлежности (для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую. Девочки в основном ориентируются на «ближайшее» пространство).
- Принцип динамичности — статичности.
- Принцип безопасности.
- Принцип гигиенического соответствия.
- Принцип вариативности (позволяет в случае необходимости изменять пространственные характеристики).
Някия Насырова, руководитель МБДОУ «ЦРР»
Д/с № 111, г. Прокопьевск, Кемеровская область
Рекомендуем почитать
- Пуасси — музей игрушек
- Давайте познакомимся: логические блоки Деньеша
- Поздравляем победителей!
- «Платоновы тела. И игры» – объёмный конструктор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии