"Игры и Игрушки" №3-2015
Всемирная история в пластилине
Развитие мелкой моторики крайне полезно для детей — это установленный факт. Работа с пластилином как нельзя лучше подходит для этого процесса. Этот факт тоже давно известен педагогам. И, казалось бы, зачем взрослым браться за пластилин?..
Например, для того, чтобы из пластилина создать миниатюрную фигурку. Да не просто человечка. А определённой исторического персонажа, конкретной эпохи, со всевозможными мелкими атрибутами и потрясающей детализацией. Именно такие взрослые работы из «детского пластилина» собраны в частном семейном музее в московском Измайловском Кремле. Основу его составили работы двух мастеров-любителей, Ростислава Олюнина и Андрея Миллера, сделанные около 50 лет назад из обычного «детского» цветного пластилина. Мы побеседовали с наследником одного из авторов миниатюр Сергеем Олюниным, который как раз и показал широкой публике эти удивительные шедевры.
— Как таковой сквозной идеи у коллекции никогда не было. Два автора её нынешних экспонатов лепили то, что хотелось именно теперь, не думая ни о каком хронологическом порядке их, и уж тем более не предполагая, что когда-нибудь их работы встанут на музейных витринах. Музей же предполагает некоторый порядок. Расставив фигуры по эпохам и встретив первых посетителей, мы с женой Ириной увидели в нашей коллекции до той поры неведомый потенциал. На её основе можно давать лекции по истории, оживляя сухой материал портретами персон, протягивая нити от одного к другому. Строить сюжет рассказа не на датах, а на людях, их страстях и поступках. Рассказывать о материальной культуре эпох, насытив историю деталями быта – курьёзными и трагическими. Все работы нашего музея – результат хобби. Поэтому говорить о сроках изготовления каждой фигуры довольно трудно. В среднем (очень приблизительно) на одну фигуру уходило от трёх недель до месяца. Опять же сроки во многом зависят от технической задачи – часто мастерам приходилось ломать голову над тем, как именно сделать нечто новое – золотое тиснение на коже колета, полу ниспадающего складками плаща, корону…
Конечно, идея миниатюры рождается задолго до того, как автор «дорвётся» до пластилина. А потому у каждой миниатюры есть особенная история. Нельзя садиться за работу, не имея к своему будущему герою ни каких чувств. И чем они богаче, тем работа выходит лучше. Новый герой должен полностью захватить мысли, оформится в голове не только своим портретом, но и нравом, обстоятельствами, судьбой. Прежде чем скатать жёлудь (что является первым шагом в работе над головой человека), надо собрать множество изобразительного материала – в первую очередь для портрета. А после и для костюма персонажа – ведь каждая фигура в нашей коллекции одета в строгом соответствии с эпохой и ситуацией, которую её решил поставить мастер. И Олюнин, и Миллер уделяли огромное внимание аутентичности костюма. Часами просиживали в театральной библиотеке, перерисовывая на кальку иллюстрации из редких (в основном западных и наших дореволюционных) книг по истории костюма.
В настоящее время коллекция тоже пополняется. Мы стараемся отыскать работы, которые удовлетворяли бы трём нехитрым условиям: были бы сделаны из пластилина, их авторами являлись бы непрофессионалы, и темой была бы история. Но подобных мастеров, увы, очень и очень мало. На сегодняшний день нам удалось получить работы только двоих авторов. Но как говорится: мал золотник, да дорог – работы очень интересные, всё в неповторимой манере. Главным источником расширения коллекции являюсь я сам. Правда, тема у меня довольно узкая – Белое движение, однако работы там непочатый край. Этот слой нашей истории почти неизвестен публике, и оттого вызывает большой интерес. Увидев изначально образовательный потенциал коллекции, мы подготовили целый ряд тематических лекций для разных возрастов и интересов: «Древний мир», «Средневековье», «Эпоха религиозных войн», «XIX век», «История в деталях» (о материальной культуре на основе фигур из коллекции), «Как это делалось?» (технические секреты мастеров, создавших миниатюры), «Любовь в веках» (романтические истории наших «героев»), «Белое движение».
А самым массовым нашим мероприятием являются мастер-классы по лепке из… марципана. Из пластилина дети лепить не хотят – тяжело. А вот марципан – пластичный, позитивный и, главное, вкусный. Этот «материал» покорил детские сердца. Мы делаем композиции в виде барельефов, на которых ручками дети лепят центральный «образ», а все украшательства делают с помощью всевозможных штампов.
Интересные места с удивительной историей притягивают детей и взрослых как магнитом. Попробуйте и вы создать свой пластилиновый шедевр, кто знает, может быть, именно с него начнётся ваша неповторимая коллекция.
Например, для того, чтобы из пластилина создать миниатюрную фигурку. Да не просто человечка. А определённой исторического персонажа, конкретной эпохи, со всевозможными мелкими атрибутами и потрясающей детализацией. Именно такие взрослые работы из «детского пластилина» собраны в частном семейном музее в московском Измайловском Кремле. Основу его составили работы двух мастеров-любителей, Ростислава Олюнина и Андрея Миллера, сделанные около 50 лет назад из обычного «детского» цветного пластилина. Мы побеседовали с наследником одного из авторов миниатюр Сергеем Олюниным, который как раз и показал широкой публике эти удивительные шедевры.
— Как таковой сквозной идеи у коллекции никогда не было. Два автора её нынешних экспонатов лепили то, что хотелось именно теперь, не думая ни о каком хронологическом порядке их, и уж тем более не предполагая, что когда-нибудь их работы встанут на музейных витринах. Музей же предполагает некоторый порядок. Расставив фигуры по эпохам и встретив первых посетителей, мы с женой Ириной увидели в нашей коллекции до той поры неведомый потенциал. На её основе можно давать лекции по истории, оживляя сухой материал портретами персон, протягивая нити от одного к другому. Строить сюжет рассказа не на датах, а на людях, их страстях и поступках. Рассказывать о материальной культуре эпох, насытив историю деталями быта – курьёзными и трагическими. Все работы нашего музея – результат хобби. Поэтому говорить о сроках изготовления каждой фигуры довольно трудно. В среднем (очень приблизительно) на одну фигуру уходило от трёх недель до месяца. Опять же сроки во многом зависят от технической задачи – часто мастерам приходилось ломать голову над тем, как именно сделать нечто новое – золотое тиснение на коже колета, полу ниспадающего складками плаща, корону…
Конечно, идея миниатюры рождается задолго до того, как автор «дорвётся» до пластилина. А потому у каждой миниатюры есть особенная история. Нельзя садиться за работу, не имея к своему будущему герою ни каких чувств. И чем они богаче, тем работа выходит лучше. Новый герой должен полностью захватить мысли, оформится в голове не только своим портретом, но и нравом, обстоятельствами, судьбой. Прежде чем скатать жёлудь (что является первым шагом в работе над головой человека), надо собрать множество изобразительного материала – в первую очередь для портрета. А после и для костюма персонажа – ведь каждая фигура в нашей коллекции одета в строгом соответствии с эпохой и ситуацией, которую её решил поставить мастер. И Олюнин, и Миллер уделяли огромное внимание аутентичности костюма. Часами просиживали в театральной библиотеке, перерисовывая на кальку иллюстрации из редких (в основном западных и наших дореволюционных) книг по истории костюма.
В настоящее время коллекция тоже пополняется. Мы стараемся отыскать работы, которые удовлетворяли бы трём нехитрым условиям: были бы сделаны из пластилина, их авторами являлись бы непрофессионалы, и темой была бы история. Но подобных мастеров, увы, очень и очень мало. На сегодняшний день нам удалось получить работы только двоих авторов. Но как говорится: мал золотник, да дорог – работы очень интересные, всё в неповторимой манере. Главным источником расширения коллекции являюсь я сам. Правда, тема у меня довольно узкая – Белое движение, однако работы там непочатый край. Этот слой нашей истории почти неизвестен публике, и оттого вызывает большой интерес. Увидев изначально образовательный потенциал коллекции, мы подготовили целый ряд тематических лекций для разных возрастов и интересов: «Древний мир», «Средневековье», «Эпоха религиозных войн», «XIX век», «История в деталях» (о материальной культуре на основе фигур из коллекции), «Как это делалось?» (технические секреты мастеров, создавших миниатюры), «Любовь в веках» (романтические истории наших «героев»), «Белое движение».
А самым массовым нашим мероприятием являются мастер-классы по лепке из… марципана. Из пластилина дети лепить не хотят – тяжело. А вот марципан – пластичный, позитивный и, главное, вкусный. Этот «материал» покорил детские сердца. Мы делаем композиции в виде барельефов, на которых ручками дети лепят центральный «образ», а все украшательства делают с помощью всевозможных штампов.
Интересные места с удивительной историей притягивают детей и взрослых как магнитом. Попробуйте и вы создать свой пластилиновый шедевр, кто знает, может быть, именно с него начнётся ваша неповторимая коллекция.
Екатерина Ушакова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Музыка в жизни и развитии особых детей
- Cry Babies Magic Tears
- Путешествие в страну «Математики» на Кораблике «Плюх-Плюх»
- Пархоменко Андрей Владимирович
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку