"Игры и Игрушки" №4-2016
Воспитываем вундеркинда или методики раннего развития
Пожалуй, почти во всех современных журналах и на интернет-порталах, посвящённых детям, вам будут постоянно встречаться статьи о раннем развитии. Нельзя отрицать, что такой подход к воспитанию ребёнка – это и модный тренд и конечно желание гордится своим чадом. Как грибы после дождя появляются клубы, школы, кружки для всестороннего формирования личности детей самого раннего возраста. Обилие методик обрушивается на родителя, только успевай разбираться, вникать, применять. Казалось бы, внимательное и осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка может идти только на пользу малышу. Так почему же вокруг методик раннего развития столь много споров? Не отнимают ли родители у ребёнка самое ценное – беззаботное детство? Да и так ли нужно это раннее развитие, ведь предыдущие поколения вполне успешно воспитывались без всех этих методик…
По мысли педагога малыш должен постепенно отдаляться от опеки взрослого. Этому способствует специально подготовленная среда. Намечены лишь основные её характеристики: просторное помещение для свободного движения детей, мебель, соответствующая их возрасту и росту, лёгкая для перемещения, каждый учебный материал представлен на уровне глаз и лишь в единичном экземпляре. Монтессори-педагог ничего не навязывает детям, а только помогает, если ребята проявляют к чему-то интерес.
Согласно мнению педагогов, пропагандирующих данную методику, находясь в такой среде, ребёнок сам приобретает многие навыки, развивается гармонично. Простота и эффективность – залог популярности этой системы. В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования по эффективности методики Монтессори. В эксперименте принимали участие дети, посещавшие Монтессори-школу в Милуоки (Висконсин, США). Авторы исследования проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков. К окончанию детского сада Монтессори дети лучше справились со стандартными тестами, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции.
Сплошные плюсы? Но, пожалуй, нет. Например, методика не учитывает важность развития речи у дошкольника, педагогу не ставится целью постоянное речевое общение с детьми. Практически исключаются обычные, «не полезные», игрушки и сюжетно-ролевые игры, что обедняет кругозор ребенка, не способствует выработке причинно-следственных связей.
Педагогами чаще всего используется методика раннего (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приёмом – многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.
Знакомая многим «карточная» методика Домана также является предметом критики некоторых специалистов. В частности, в журнале Американской ассоциации педиатров были опубликованы статьи, утверждающие, что методики основаны на устаревших и упрощённых представлениях о психологии развития, а их эффективность была поставлена под сомнение.
Можно также выделить методики отечественных педагогов: систему Никитиных, метод Зайцева, комплекс развивающих игр Воскобовича. Примечательно, что эти методики имеют конкретное назначение – научить ребёнка читать или считать. По их поводу также ведутся споры, обнажающие сильные и слабые стороны каждой из методик.
Практикуются такие методики и в развивающих клубах. Одно из таких заведений недавно открылось на первом этаже моего дома. Растяжка гласила «Клуб Интеллект: учим детей читать, писать, готовим к школе быстро и эффективно». Я решилась на редакционный эксперимент: с педагогическим дипломом на руках пошла устраиваться к ним на работу. Как оказалось, педагоги данному заведению требуются. Однако все сотрудники обязаны пройти в другом городе двухнедельное обучение загадочной методике. После чего выдаются материалы, по которым следует заниматься с детьми в группах. Также сотрудник должен подписать контракт, обязывающий его отработать в данной фирме пять лет. Расторжение влечёт за собой денежный штраф. Узнать принципы методики, её авторов, посмотреть материалы, по которым занимаются с детьми, мне не удалось, как ни старалась. Тайна за семью печатями. Закрадывается страшная мысль: чего больше от таких занятий – пользы или вреда?
Среди психологов мнения тоже разнятся. Любая игровая деятельность является стимулом к развитию ребёнка. Собирание пирамидки развивает моторику и логику, игра с куклой – воображение и речь. Каждая игра и игрушка чем-то да полезна. Самостоятельно выбирая игрушки, ребёнок может развиваться хаотично, неконтролируемо, преуспевая в чём-то одном, но отставая по другим параметрам. Другое же дело, если малыш взаимодействует со специально подобранными игрушками, разработанными согласно определённых методик. Для ребёнка кубики Зайцева – это, прежде всего, кубики, а палочки Кюизенера – палочки. Научная обоснованность этих материалов не отменяет того факта, что для ребёнка это игрушки. Только польза от них прогнозируема и описана методистами.
Однако другие психологи утверждают иное. Ранний возраст – это время эмоционального развития ребёнка. Познавательный интерес ребёнка в это время направлен на формирование психических процессов. Другими словами, малыш учится радоваться, грустить, осознавать всевозможные чувства, эмоции, взаимодействовать с окружающим миром, происходит социализация личности. В этот период очень опасно насильно внедрять в досуг ребёнка какую-либо спланированную образовательную деятельность. У настойчивых родителей, скорее всего, получится обучить чадо буквам или цифрам в раннем возрасте. Однако это может отразиться на общем развитии ребёнка. Психологи отмечают, что у таких детей нередко нарушена эмоционально-волевая сфера, снижена мотивация к учёбе в школьном возрасте. Чтобы избежать таких последствий, специалисты советуют всё же следовать интересам ребёнка. Не навязывать «очень полезную» игрушку, пока малыш сам не заинтересуется ей. Играть с буквами и цифрами конечно можно в любом возрасте, но только по желанию ребёнка, с позитивным настроем.
Как же найти золотую середину среди всех этих методик? Может быть, стоит выбрать одну, и следовать неукоснительно только ей? Или же попробовать приёмы из разных? По Зайцеву – чтение, по Кюизенеру – счёт… А может быть, отказаться от всех шаблонов и воспитывать ребёнка по велению сердца: пусть развивается самостоятельно, согласно законам природы и помогать малышу только в том, к чему он проявляет интерес?
Как ответили для себя на этот вопрос вы, уважаемые читатели? Какие развивающие игры занимают ваших детей? Видите ли вы результаты? Как обычно, мы ждем ваши отзывы и суждения на электронный адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru . Самые интересные из них будут опубликованы в следующем выпуске журнала.
Методики бывают разные
Осознанно о воспитании следующего поколения человечество задумалось ещё в эпоху Возрождения. Именно в это время появляются первые труды по педагогике. Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень стали первыми авторами педагогических методик. Собственно, нет ничего удивительного в том, что многие модные сейчас методики раннего развития берут своё начало в прошлом веке или ещё раньше. За столь долгое время было накоплено достаточно наблюдений относительно эффективности различных методов и приёмов, их плюсов или минусов. Рассмотрим те немногие, которые стали наиболее популярными, востребованными или спорными.Метод Марии Монтессори
Пожалуй, эта методика у всех на слуху. И производили игрушек, и организаторы детских развивающих клубов любят употреблять известную фамилию. Монтессори – ключ к родительскому доверию и кошельку. Мария Монтессори, итальянский педагог, предложила свою систему воспитания в первой половине XX века. Основными принципами системы стали: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. Строго говоря, метод Монтессори – это не определённый набор каких-то пособий или занятий, это особый взгляд на деятельность ребёнка.По мысли педагога малыш должен постепенно отдаляться от опеки взрослого. Этому способствует специально подготовленная среда. Намечены лишь основные её характеристики: просторное помещение для свободного движения детей, мебель, соответствующая их возрасту и росту, лёгкая для перемещения, каждый учебный материал представлен на уровне глаз и лишь в единичном экземпляре. Монтессори-педагог ничего не навязывает детям, а только помогает, если ребята проявляют к чему-то интерес.
Согласно мнению педагогов, пропагандирующих данную методику, находясь в такой среде, ребёнок сам приобретает многие навыки, развивается гармонично. Простота и эффективность – залог популярности этой системы. В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования по эффективности методики Монтессори. В эксперименте принимали участие дети, посещавшие Монтессори-школу в Милуоки (Висконсин, США). Авторы исследования проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков. К окончанию детского сада Монтессори дети лучше справились со стандартными тестами, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции.
Сплошные плюсы? Но, пожалуй, нет. Например, методика не учитывает важность развития речи у дошкольника, педагогу не ставится целью постоянное речевое общение с детьми. Практически исключаются обычные, «не полезные», игрушки и сюжетно-ролевые игры, что обедняет кругозор ребенка, не способствует выработке причинно-следственных связей.
Методика Глена Домана
Американский врач-физиотерапевт приобрёл славу и в педагогических кругах. Работая с детьми, имеющими нарушения в развитии, в 40-е годы XX века он создал собственную методику развития. В своей системе он использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребёнку на короткое время, но много раз в день. Постепенно количество карточек увеличивалось. Карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные клетки мозга. Методика оказалась столь действенной, что стала использоваться и при работе с обычными детьми.Педагогами чаще всего используется методика раннего (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приёмом – многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.
Знакомая многим «карточная» методика Домана также является предметом критики некоторых специалистов. В частности, в журнале Американской ассоциации педиатров были опубликованы статьи, утверждающие, что методики основаны на устаревших и упрощённых представлениях о психологии развития, а их эффективность была поставлена под сомнение.
Метод Кюизинера
Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработал в школе. Он создал пособие, отражающее числа в цвете – палочки Кюизенера. Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа «красной» группы кратны двум. «Синей» группы – трём, а «жёлтой» – пяти. Существует множество игр с этими палочками. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребёнок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счёта и измерения. Но следует учесть: все игры по методу Кюизенера должны проводиться совместно с взрослым. Если вы просто вручите малышу разноцветные палочки, эффект будет сведён к нулю.Можно также выделить методики отечественных педагогов: систему Никитиных, метод Зайцева, комплекс развивающих игр Воскобовича. Примечательно, что эти методики имеют конкретное назначение – научить ребёнка читать или считать. По их поводу также ведутся споры, обнажающие сильные и слабые стороны каждой из методик.
Что мы понимаем под термином псевдометодики?
Перечисленные мною методики широко известны, апробированы. Однако на волне интереса родительского сообщества к методикам раннего развития начали плодиться различные индивидуальные программы. Они освещаются на личных блогах «авторов-методистов», к сожалению, далеко не всегда имеющих педагогическое образование и распространяются в сети Интернет (отнюдь не бесплатно). Как правило, за основу берется одна из известных методик и переделывается на 30-40%, чтобы не оказаться под санкциями правообладателей, и в конечном итоге оказывается не безопасным экспериментом над воспитанниками.Практикуются такие методики и в развивающих клубах. Одно из таких заведений недавно открылось на первом этаже моего дома. Растяжка гласила «Клуб Интеллект: учим детей читать, писать, готовим к школе быстро и эффективно». Я решилась на редакционный эксперимент: с педагогическим дипломом на руках пошла устраиваться к ним на работу. Как оказалось, педагоги данному заведению требуются. Однако все сотрудники обязаны пройти в другом городе двухнедельное обучение загадочной методике. После чего выдаются материалы, по которым следует заниматься с детьми в группах. Также сотрудник должен подписать контракт, обязывающий его отработать в данной фирме пять лет. Расторжение влечёт за собой денежный штраф. Узнать принципы методики, её авторов, посмотреть материалы, по которым занимаются с детьми, мне не удалось, как ни старалась. Тайна за семью печатями. Закрадывается страшная мысль: чего больше от таких занятий – пользы или вреда?
Слово психологам
Как и у любого другого модного явления, у методик раннего развития хватает сторонников и противников. Старшее поколение нередко удивлённо смотрит на то, как четырёхмесячного малыша мама везёт на занятия. Есть этапы развития ребёнка, перепрыгнуть через них невозможно: нельзя ползающего малыша обучить алфавиту. Так зачем же тогда мучить ребёнка занятиями, пусть всё идёт своим чередом?Среди психологов мнения тоже разнятся. Любая игровая деятельность является стимулом к развитию ребёнка. Собирание пирамидки развивает моторику и логику, игра с куклой – воображение и речь. Каждая игра и игрушка чем-то да полезна. Самостоятельно выбирая игрушки, ребёнок может развиваться хаотично, неконтролируемо, преуспевая в чём-то одном, но отставая по другим параметрам. Другое же дело, если малыш взаимодействует со специально подобранными игрушками, разработанными согласно определённых методик. Для ребёнка кубики Зайцева – это, прежде всего, кубики, а палочки Кюизенера – палочки. Научная обоснованность этих материалов не отменяет того факта, что для ребёнка это игрушки. Только польза от них прогнозируема и описана методистами.
Однако другие психологи утверждают иное. Ранний возраст – это время эмоционального развития ребёнка. Познавательный интерес ребёнка в это время направлен на формирование психических процессов. Другими словами, малыш учится радоваться, грустить, осознавать всевозможные чувства, эмоции, взаимодействовать с окружающим миром, происходит социализация личности. В этот период очень опасно насильно внедрять в досуг ребёнка какую-либо спланированную образовательную деятельность. У настойчивых родителей, скорее всего, получится обучить чадо буквам или цифрам в раннем возрасте. Однако это может отразиться на общем развитии ребёнка. Психологи отмечают, что у таких детей нередко нарушена эмоционально-волевая сфера, снижена мотивация к учёбе в школьном возрасте. Чтобы избежать таких последствий, специалисты советуют всё же следовать интересам ребёнка. Не навязывать «очень полезную» игрушку, пока малыш сам не заинтересуется ей. Играть с буквами и цифрами конечно можно в любом возрасте, но только по желанию ребёнка, с позитивным настроем.
Как же найти золотую середину среди всех этих методик? Может быть, стоит выбрать одну, и следовать неукоснительно только ей? Или же попробовать приёмы из разных? По Зайцеву – чтение, по Кюизенеру – счёт… А может быть, отказаться от всех шаблонов и воспитывать ребёнка по велению сердца: пусть развивается самостоятельно, согласно законам природы и помогать малышу только в том, к чему он проявляет интерес?
Как ответили для себя на этот вопрос вы, уважаемые читатели? Какие развивающие игры занимают ваших детей? Видите ли вы результаты? Как обычно, мы ждем ваши отзывы и суждения на электронный адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru . Самые интересные из них будут опубликованы в следующем выпуске журнала.
Екатерина Тимашева, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку