"Игры и Игрушки" №3-2019
Воспитание экосознания
Конечно, роль семейного воспитания в этом вопросе доминирует, ведь педагогам крайне сложно сформировать в ребёнке понимание необходимости беречь природу, когда он видит, к примеру, как его мать выкидывает фантики от конфет на ходу или в окно машины. Великий педагог Сухомлинский говорил о том, что ребёнок – зеркало семьи, а родитель – непререкаемый образец для подражания. Давайте же на собственном примере продемонстрируем детям, что означает носить гордое звание «Человек», что значит быть неравнодушным, отзывчивым. Малыш ещё не понимает, какой смысл заложен в понятии «доброта». Если его научить быть добрым к природе, его обитателям, он будет так же добр и к незнакомым людям, и к близким, родным. Но как же взрастить в детской душе те самые высоконравственные чувства?!
Предлагаем создать «ЭкоДневник». Возьмите за правило обсуждать каждые выходные одну из проблем окружающей среды, например:
– не выбрасывать мусор в неположенных для этого местах. Пусть ваш ребёнок расскажет о полученных знаниях своим друзьям и организует, к примеру, сбор батареек. Посчитайте кол-во собранных батареек, сдайте в спецпункты на утилизацию и схематично изобразите, сколько соток земли, деревьев и ёжиков, обычно гибнущих именно от разложения батареек, вы спасли;
– сделайте из идущих в утиль предметов творческую поделку. В интернете можно найти множество идей. Можно смастерить игрушки и полезные бытовые предметы из использованных бытовых упаковок;
– соберите альбом «Гербарий», изучите свойства и особенности растений. Или создайте альбом, посвящённый изучению птиц, насекомых и других обитателей парков, лесов. Расширяйте кругозор, обогащайте словарный запас ребёнка, развивайте речь, память, познавательный интерес, воображение и любознательность.
– примите участие во всероссийской акции «Покормите птиц»: можно смастерить кормушки и скворечники для пернатых друзей, следите за своевременной подкормкой подопечных вместе с ребёнком. Научите малыша испытывать положительные эмоции (восторг, удовольствие) от того, что он помогает, делает доброе дело. Именно с детства формируется потребность в участии, помощи, выручке, желании доставлять радость;
– организуйте квест с участием нескольких семей. Заготовьте карточки с заданиями и, конечно, карту парка/леса, в котором состоится квест. Целью его может быть изучение детьми таких тем, как: «Обитатели парка/леса», «Что растёт в лесу» и тому подобное, – это позволит создать эффективные условия для развития предпосылок экологического сознания у детей и их личной ответственности за свои поступки. Предварительно почитайте с детьми детские энциклопедии и посмотрите детские передачи по ознакомлению с окружающей средой;
– изучите систему круговорота воды в природе и придумайте поучительную историю о приключениях капельки, создайте книжку и сделайте с ребёнком иллюстрации к ней;
– проведите опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и изучите свойства окружающих предметов;
– научите беречь электричество и не оставлять напрасно включенными электроприборы. Примите участие в ежегодном мировом Часе Земли, когда весь мир отключает электричество, начиная с того, что гасится подсветка известнейших достопримечательностей городов России, Европы и Америки и свет в домах жителей нашей планеты. Расскажите, каким путём «добывается» электроэнергия, как жили люди без электричества раньше;
– учите детей ценить природные ресурсы, расскажите и покажите через иллюстрации или поучительные детские презентации/видеофильмы о контрастных примерах, как животные нуждаются в воде и пересекают в поисках дальние расстояния. Объясните, как здорово, что мы имеем возможность насладиться водой, её чистым вкусом, и что мы все должны ценить это, не словами, а делами, не расходуя воду понапрасну.
Изучение таких вопросов позволит ребёнку серьёзнее относиться к своим поступкам, прогнозировать последствия совершённых действий. Понимание ответственности ведёт к понятию совестливости, справедливости. Дорогие родители, непременно, включайтесь в познавательный процесс и узнайте вместе с ребёнком много нового, а главное – воспитывайте в детях бережное отношение к природе и её обитателям! Проводите с детьми больше времени и с пользой!
Гошнаго Сиджах, воспитатель ДО 1, ГБОУ г. Москвы
«Школы 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»
Рекомендуем почитать
- Понять и назвать, или наоборот?
- Миссия выполнима: фотосессия с детьми
- Маленькие лаборанты
- Детские психологи рекомендуют!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии