"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Волшебные мешочки
Цель: ознакомление детей с разнообразием тактильных ощущений, обогащение сенсорного опыта, развитие всех каналов восприятия (кинестетического, визуального, аудиального), внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве и умения перемещать в заданном направлении, мелкой моторики, математических способностей и, в целом, интеллектуального развития.
Оригинальность данного пособия заключается в следующем. Оно предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания; сделано из простого подручного материала; просто и удобно в обращении; доступно, многофункционально; имеет высокую развивающую возможность, технологичность.
Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Основой для создания данного пособия послужил мягкий, яркий и приятный для рук фетр, который был дополнен пуговицами, бусинками, кнопками, шнурками, различными природными материалами. Каждый мешочек предполагает несколько игр. Сначала обыгрывается лицевая сторона мешочков, а далее ребёнка ждёт сюрприз, ведь внутри мешочка кое-что спрятано, а значит, игра продолжается. Кроме того, в любой момент содержимое мешочка можно поменять для поддержания детского интереса. Таким образом, данное пособие можно использовать для проведения работы в течение длительного периода.
Волшебный мешочек «Весёлые дорожки»
На внешней стороне мешочка имеются дорожки, ведущие от машины к гаражу. На дорожки наклеены различные материалы (камни, пробки, спички, шнурок). Ребёнку сначала предлагается попробовать провести пальцем по каждой дорожке отдельно и определить её структуру, а также сравнить ощущения. Далее ребёнку предлагается проехать по дорожке из камней (шнурка, спичек). Постепенно задание усложняется и ребёнку предлагается проехать по самой длинной дорожке, по самой извилистой дорожке, по самой гладкой дорожке. Внутри мешочка находятся одинаковые крышечки-бочонки, по середине которых наклеен различный тактильный материал: мех, шёлк, ткань с пайетками, велюр, вельвет, фланель, драп. Для начала необходимо изучить с ребёнком каждый бочонок в отдельности, познакомиться с материалом, находящимся внутри, прощупать и найти такой же бочонок из предложенных. Затем в мешочек нужно положить несколько пар бочонков (на начальном этапе достаточно 3-4 бочонка, постепенно их количество увеличивается), и предложить ребёнку вытащить один бочонок. Далее ощупать его и, удерживая в одной руке, постараться второй рукой вытащить бочонок с точно такой же текстурой. После того как пара бочонков собрана правильно, ребёнок приступает к поиску следующей пары вышеприведённым способом. Со временем игра усложняется добавлением в мешочек новых пар крышек-бочонков.Волшебный мешочек «Цветочная поляна»
На внешней стороне мешочка находятся съёмные разноцветные бабочки и цветочки, которые зафиксированы при помощи пуговиц и кнопок. А также имеются две тесьмы с нанизанными на них бусинами разной величины и формы. Ребёнку для начала предлагается снять все цветочки и бабочки и попробовать пристегнуть их обратно. Далее ребёнку предлагается прикрепить цветок определённого цвета в определённое место. После чего задание усложняется: даётся словесное указание по поводу того, какая именно бабочка располагается возле того или иного цветка. После чего ребёнку можно предложить игры с бусинами. Задание предлагается с учётом возраста, например, показать самые большие бусины или самые маленькие, определить каких бусин много, а каких мало, посчитать только круглые бусины или только квадратные на одной тесьме, затем сравнить, каких из них больше, каких меньше, на сколько. Далее можно предложить пересчитать бусины сначала на одной тесьме, потом на другой и сравнить их количество.Внутри мешочка находятся геометрические фигуры разных цветов (квадрат, овал, прямоугольник, круг, треугольник), обшитые по краю бусинами разной фактуры. Сначала ребёнку дается возможность рассмотреть и назвать все фигуры, их цвета, и провести пальцем по контуру. Далее внутрь мешочка поочерёдно помещается по одной фигуре, и ребёнку предлагается на ощупь определить, какая именно фигура находится в мешочке. Задание можно усложнить, попросив ребёнка вспомнить, какого цвета была эта фигура. После чего в мешочек можно положить сразу несколько фигур и попросить ребёнка достать какую-то определённую из них. При этом обязательно соблюдать правило: «Не заглядывать в мешочек».
Волшебный мешочек «Ёжик на прогулке»
На внешней стороне мешочка расположены объекты живой природы (дерево, ёжик, облако, солнце), которые прикрепляются к мешочку с помощью липучки. Ребёнку предлагается прикрепить предметы на соответствующие места, ориентируясь в пространстве и применяя имеющийся опыт, то есть ёжик будет находиться внизу, облако и солнце, соответственно, наверху, дерево посередине. При желании объекты могут быть заменены на предметы неживой природы: светофор, машину, самолёт и воздушный шарик. Обязательно после выполнения задания уточнить у ребёнка, почему тот или иной предмет находится именно в этом месте, чтобы исключить спонтанность выбора.Внутри мешочка находится природный материал (шишка, камень, орех, фасоль, перо). Сначала ребёнок рассматривает, ощупывает, называет расположенные перед ним предметы и определяет, где этот предмет мог быть раньше, то есть шишка и орех росли на дереве, перо было в крыле у птицы. Далее природный материал помещается в мешочек, и ребёнок на ощупь находит и достаёт названный ему предмет, овладевая навыками исследовательских действий.
Ольга Скачкова, педагог-психолог МБДОУ Д/с «Белочка»
п.г.т. Федоровский Ханты-Мансийский АО – Югра
Рекомендуем почитать
- Богатые и знаменитые
- Развивающие ребусы ТМ «Ребус»
- Миланский музей игрушек
- Испанские куклы «Антонио Хуан»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии