"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Вода, вода — кругом вода!
В процессе этого занятия дети узнают о воде много нового и интересного. И если раньше они не задумывались, что значит вода для человека и всего живого, то после занятия наверняка будут стараться бережней её расходовать и сохранять чистоту водоёмов
Программное содержание: уточнить представление детей о свойствах воды (жидкая, льётся, имеет разную температуру), её состоянии: в воде одни предметы тонут, другие — плавают; расширить знания о роли воды в жизни людей и животных; воспитывать бережное отношение к воде.
Практическая часть: накопление опыта практических действий с водой и различными предметами. Конструирование из бумаги: кораблик в технике оригами.
Материалы: фотографии и иллюстрации с видами различных водоёмов, тазики с водой, кувшин, бутылка, чашка, воронка, сито, кукла-поросёнок.
Ход занятия
(В начале занятия звучит фонограмма шума ручья в природе. Воспитатель читает стихотворение о воде.)
Воспитатель. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о её величестве Воде. Вода — самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм, в основном, состоит из воды, она помогает усваивать пищу. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода?
Дети. Умываться, стирать, готовить еду…
Воспитатель. А кому ещё нужна вода?
Дети. Растениям, животным, рыбам... (Раздаётся стук в дверь. Появляется игровой персонаж — Поросёнок. Он очень грязный и плачет.)
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришёл такой грязный? Такой несчастный!
Дети. Поросёнок.
Воспитатель. Как вы думаете, что с ним могло случиться? Почему он такой грязный? (Ответы детей.)
Поросёнок. Здравствуйте, ребята! Я к вам в гости шёл мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в реке. Вышел из воды таким грязным. А почему — не знаю. Что же со мной случилось? (Ответы детей.) Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (Показывает картинку: завод с трубой возле водоёма, вода вытекает чёрная, рядом мусор и погибшие растения. Дети жалеют поросёнка. Воспитатель предлагает ему умыться. Поросёнок уходит. Пока он умывается, воспитатель проводит физкультминутку.)
Воспитатель. К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе — раз, это брасс,
Одной, другой — это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Поросёнок. (Возвращается.) Ребята, какая чистая вода течёт у вас из крана! А как вы думаете, откуда она там взялась? (Ответы детей.) А ещё воду берут из подземных озёр. Там она особенно чистая, а, выходя на поверхность, образует родник. Кто из вас пил воду из родника? Как говорят о чистой воде? (Ответы детей. Воспитатель уточняет — прозрачная, хрустальная.)
Поросёнок. Чистой воды на Земле мало, поэтому воду надо беречь. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны.) Правильно, ребята, хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо, что разрешили мне умыться. До свидания. (Воспитатель доводит до детей главную мысль: надо охранять чистоту воды, не бросать в реку мусор, не мыть машины и велосипеды в ней, следовать принципу: «Дружи с природой, не загрязняй водоёмы!» Затем воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации с видами разных природных источников, уточняет их название: родник, ручей, пруд, речка, озеро, море. И читает отрывок из стихотворения: Н. Красильникова.)
Воспитатель. Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я поглазел на муравьёв
У них домище — будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил,
В лесу я просто погостил!
Воспитатель. Мы встречаемся с водой каждый день. Вода обладает очень важным свойством — давать жизнь всему живому. И вы в этом сейчас убедитесь. Ребята, посмотрите на поставленные нами в «живую» воду веточки деревьев. Что с ними произошло?
Дети. Появились листочки, а внизу корешки.
Воспитатель. Аккуратно потрогайте их. Какие листочки?
Дети. Нежные, мягкие, зелёные.
Воспитатель. Вода дала жизнь этим листочкам. А что мы делаем, чтобы наши цветы были такие красивые, цветущие?
Дети. Поливаем их.
Воспитатель. А почему рыбки наши хорошо себя чувствуют?
Дети. Потому что плавают в чистой воде.
Воспитатель. Да, ребята, вода просто необходима в жизни человека, животных и растений. Но, к сожалению, очень часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно её расходуем, забываем закрывать краны, бросаем мусор и фантики в речку, загрязняя её. Наша Земля такая красивая! Давайте беречь её!
Пальчиковая игра «Цветок»
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети вместе с ним выполняют движения.Вырос высокий цветок на поляне (Руки вверх, ладони к «солнцу». Пальцы сжаты, как «чашечка».)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Пальцы развести — «цветок открылся».)
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землёй корешки. (Ритмичные движения пальцами: вместе — врозь. Повторить 3-4 раза.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на воду, потрогайте её. Какая она?
Дети. Прозрачная, жидкая, холодная.
Воспитатель. Теперь потрогайте воду в тазике и в кувшине. Где тёплая? Где холодная? А где воды больше: в кувшине или в тазике? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель. Я буду наливать воду из кувшина в бутылочку. Видите, я старалась, а вода всё равно пролилась. Что же делать? (Подходит к столу, где находятся чашка, воронка, сито.) Умные люди придумали воронку, через которую можно лить воду быстро — наполнить бутылочку и не пролить. Попробуйте! Только лейте воду тонкой струйкой, (Дети по очереди наливают воду, используя воронку.)
Воспитатель. В бутылочку можно налить воду, в чашечку — просто набрать, а в сито? Почему не набирается?
Дети. Дно у сита в маленьких дырочках, вот вода и проливается!
Воспитатель. А в воронку можно набрать воды? Почему?
Дети. У воронки нет донышка.
Воспитатель. Посмотрите, я буду пускать в воду разные предметы: пластмассовый шарик, резиновую игрушку, металлическую машинку, бумажный кораблик, деревянный кирпичик, камешек, шишку, ракушку, веточку. Что тонет? А что плавает? (Дети отмечают и называют, что тонет, а что плавает.) Подержите в руках мячик и машинку: мячик лёгкий — он плавает, а машинка тяжёлая — она тонет. (Воспитатель предлагает ребятам сделать бумажный кораблик в технике оригами и пустить его в плавание. Дети выполняют задание, а затем наблюдают, как кораблик плавает. Воспитатель заканчивает занятие отрывком из стихотворения Е. Каргановой.)
Воспитатель. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
Татьяна Добрусина, воспитатель
Елена Макарова, психолог ГБОУ СОШ №19,
дошкольное отделение «Якиманка», г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии