"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Весёлый Осьминог
Цель: изготовить сувенир «Осьминог» в технике макраме на основе плоских, петельных узлов.
Задачи:
- познакомить с особенностями различных техник макраме и профессиями, связанными с ними;
- закрепить знания по цветоведению и правилам техники безопасности; умения по плетению плоских, петельных узлов;
- освоить алгоритм и технологию плетения осьминога;
- воспитывать ответственное отношение к делу, умение работать в коллективе;
- прививать аккуратность и самостоятельность;
- развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать и развивать эстетический вкус, образное, творческое мышление, мелкую моторику рук, навыки самоконтроля, самооценки.
Ход занятия
Педагог: В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть «макраме». Что такое макраме?Дети: Макраме – узелковое плетение.
Педагог: Люди каких профессий используют узлы макраме?
Дети: Моряки, рыбаки, портные, ткачи, фокусники, спасатели, альпинисты, парикмахеры, хирурги, мастера по плетению.
Педагог: Послушайте внимательно стихотворение и узнайте, что вы сегодня сплетёте на занятии?
Восемь ног у осьминога, рот посередине.
Я боюсь его немного даже на картине.
Щупальца, как змеи, уплывай скорее!
Скажите, что сплетём мы сегодня на занятии?
Дети: Осьминога. (Показ образца, слайды или картинки.)
Педагог: Кто знает, где живёт осьминог?
Дети: В море, океане.
Обитает в океане, славный мастер осьминог.
Он ногами, как руками, дом на дне построить смог!
Педагог: Определите цвета по пословице. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (Выбор детьми цвета пряжи для плетения осьминога. Объяснение последовательности плетения осьминога по карточкам. Раздать карточки на каждый стол.)
Педагог: Внимательно посмотрите на рисунки №1, №2 и скажите, какими узлами будем плести голову осьминога?
Дети: Квадратными.
Педагог: Из каких узлов состоит квадратный узел?
Дети: Из 1-го и 2-го плоского узла.
Педагог: Плетём голову по четыре квадратных узла от середины нитей по центру вправо и влево крайними нитями по 70 см, в основе 6 нитей по 60см. Рисунки №3, №4 – показ соединения нитей, плетём один общий квадратный узел рабочими нитями, все оставшиеся нити в основе. Получился узор «Ягодка-горошинка» – это голова осьминога.
Педагог: Посмотрите на рисунки №5, 6, 7. Каким узлом сплетены ноги у осьминога?
Дети: «Цепочка-ёлочка», «Змейка», «Зигзаг» – три названия одного узла.
Педагог: Кто догадался, по сколько нитей брать для плетения ног?
Дети: Для каждой ноги две нити, а ног восемь, делим все нити на восемь частей и плетём ноги узлом «Цепочка-ёлочка», «Змейка».
Педагог: Как оформлен осьминог на рисунке 8?
Дети: На голове у осьминога жёлтый бантик, глазки – бусинки голубые, рот – красная бусинка, в руках осьминог держит рыбку, ноги – разноцветные.
Педагог: Пофантазируйте и представьте, как вы оформите своего осьминога? Осьминога вы будете плести самостоятельно, глядя на карточки: «Последовательность плетения осьминога». Затем по критериям качества изделия вы оцените сами свою работу и поставите себе оценку в виде таких осьминогов. (Показ карточек.) Розовый осьминог – тому, кто сделает работу отлично, без ошибок, аккуратно, сам красиво придумает оформление; синий осьминог – тому, кто сделает работу хорошо, с одной ошибкой, аккуратно, оформит по образцу; жёлтый осьминог – тому, кто допустил две или три ошибки, немного неаккуратно, никак не оформил. (Далее проводится физкультурная минутка. Организуется самостоятельная работа. После – анализ и самооценка работ.)
Педагог: Кто знает, что такое брелок?
Дети: Брелок – это прицепка к чему-либо: к ключам, сотовому телефону, сумочке и служит украшением.
Педагог: Может ли осьминог быть брелоком? Для чего он ещё может быть предназначен? (Брелок, игрушка, сувенир.) Расскажите о своей работе и оцените себя сами.
Ребёнок (пример рассказа): я сплела сувенир-осьминога в подарок маме. Мой сувенир – это брелок, мама прицепит осьминога к сумочке. Осьминога я сплела самостоятельно, без подсказок. Узлы сплетены плотно, аккуратно, без ошибок! Мой осьминог разноцветный, есть все цвета радуги! Голова и руки фиолетового цвета. Мой осьминог девочка, поэтому я пришила на голову жёлтый бантик; глазки – голубенькие бусинки, зрачки – чёрные узелки нитей. Рот – красная бусинка. Я пришила в руки осьминогу сиреневую рыбку, осьминог проголодался и поймал себе рыбку на дне океана! Осьминог очень красивый, а главное, я сплела его сама. За свою качественную, красиво оформленную работу я заслужила оценку «отлично» –я беру карточку розового осьминога! (Рассказ детей о своей работе, оценка.)
Педагог: Наш осьминог ещё и игрушка, и мы с ней поиграем! Я буду читать стихотворение, вы слушайте внимательно! Как только я назову цвет, сюда выходят все, у кого осьминог такого же цвета!
Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков немножко,
Все они были разного цвета:
Первый – зелёный, второй – фиолетовый,
Третий, как зебра весь полосатый.
Чёрные оба – четвёртый и пятый,
Шестой тёмно-синий от носа до ножек,
Жёлтый-прежёлтый седьмой осьминожек!
Восьмой, словно спелая ягода, красный –
Словом, не дети, а тюбики с краской!
И все разноцветные, как в небе радуги!
Педагог: Спасибо вам за творческую работу! Молодцы!
Надежда Нецветаева, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ДДТ «Синяя птица» г.Курган
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Камин новогодних чудес
- Хотите стать нашим автором?
- Математическое путешествие в космос
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии