"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
Весёлая ярмарка
Данное занятие воспитывает интерес к русской культуре, пробуждает патриотические чувства, развивает художественный вкус, творчество. Его можно давать как отдельное занятие, так и в комплексе, в качестве предварительного ознакомления детей с русским народным бытом, в рамках проектной деятельности.
Задачи
- Способствовать развитию эстетического отношения к окружающему миру, художественного вкуса, проявлению творческого начала, используя лучшие образцы декоративно-прикладного искусства, музыки, поэзии.
- Продолжать воспитывать интерес к русской культуре.
- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик при встрече с прекрасным.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к родной стране, чувства гордости за народных умельцев.
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая, что народное изобразительное искусство не может существовать отдельно от народной музыки и народного устного творчества.
Предварительная работа: цикл занятий по изобразительной деятельности и ознакомлению с народно-декоративным творчеством.
Индивидуальная работа: изготовление товаров для ярмарки (тарелки из папье-маше, расписанные под «Гжель», деревянные ложки, расписанные под «Хохлому», роспись «Семёновских матрёшек»).
Материалы: Павлово-Посадские платки, Оренбургский платок, веретено, чёски, пух, козья шерсть, спицы. Аудиозаписи: романс «Тёмно-вишневая шаль», песня «Оренбургский пуховый платок», «Ярмарка».
Ход занятия
(Одетые в народные костюмы дети стоят возле столов с товарами «Гжель», «Хохлома», «Семёновские матрёшки». Звучит музыка «Ярмарка».)Воспитатель. Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары…
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите! (Входят гости, рассматривают товары. А дети их продают.)
Первый продавец. Солнце яркое встаёт,
Спешит на Ярмарку народ
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу! (Гости покупают ложки в обмен на сладости и проходят дальше, к следующим товарам.)
Второй продавец. У незабудок глаза голубые,
Ярко сияют только в России.
Вот колокольчики, а у реки,
Синие-синие есть васильки.
Эти синие цветы,
Мы в узоры заплели,
Синих красок карусель,
Называют всюду «гжель». (Гости покупают тарелочки, сделанные и расписанные детьми.)
Третий продавец. Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка! (Гости покупают, что понравилось.)
Воспитатель. Ребята, вы все товары продали? Но на ярмарке не только торговали, но и веселились, играли. Может, и мы с вами поиграем?
Игра «Принеси яйцо»
(Дети встают парами лицом друг к другу, зажимают воздушный шар между собой и несут до стула, возвращаются и передают другой паре.)Воспитатель. А теперь, ребята, я вас приглашаю в «волшебный балаган». Как вы знаете, в балаганах показывали представления и рассказывали сказки и истории. Вот и сегодня наш «балаган» не простой, он платочный. Значит, рассказ будет о платках.
Воспитатель. Издавна Россия славилась платками – красивыми, яркими. Их носили и царицы, и крестьянки. Они хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение. Русские платки были лучшими в мире, благодаря труду талантливых мастеров и художников. Особенно славились Павлово-Посадские платки. По старинной русской традиции, платок был самым желанным подарком. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. О нём слагали стихи, песни. (Звучит романс в исполнении Клавдии Шульженко «Тёмно-вишневая шаль».)
Воспитатель. Ребята, а кто знает, что такое шаль? Это большой платок с кистями по краям. А теперь послушайте ещё одну песню о платках. (Звучит песня «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Людмилы Зыкиной. Воспитатель показывает детям оренбургский платок.)
Воспитатель. Как вы думаете, из чего сделан этот платок? (Ответы детей: из пуха.) Потрогайте его, какой мягкий и пушистый, а какой он тёплый! А кто из вас знает, как его сделали? Вам интересно? (Дети отвечают утвердительно.)
Воспитатель. Вот сейчас я вам расскажу, а самое главное, покажу, как можно своими руками сделать оренбургский платок. По бескрайним оренбургским степям пасутся стада коз. Когда козы обрастают шерстью, хозяева эту шерсть состригают. Затем, эту шерсть моют и сушат. Но как же из шерсти получить пух? В давние-давние времена рукодельницы брали вот такое приспособление, называется оно «чёски» (Показывает детям.) Шерсть очень долго расчёсывали, пока не получался вот такой пух, потрогайте его…
Воспитатель. Пух получили, теперь нам из него нужно сделать тонкую ниточку. Для этого хозяюшки использовали веретено, вот оно какое. (Показывает, как это делается.) Крутится веретёнышко, скручивает ниточку, долгая это работа, а чтоб не было скучно, девушки пели песни, рассказывали разные истории.
Воспитатель. С веретена ниточки сматывали в клубочек, и начиналась самая долгая и кропотливая работа. Берём спицы и начинаем вязать (Показывает.) В старину платки не только носили, с ними можно было ещё и играть.
Игра «Наш платочек голубой»
Играющие образуют круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры. У кого платок окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует. Наш платочек голубой, Поиграть хотим с тобой. Ты беги, платок, по кругу, Выбирай скорее друга! Покружись, попляши, И платочек покажи! (Воспитатель благодарит детей за игру, спрашивает, что нового дети узнали, какие слова услышали впервые, что обозначают эти слова. Дети прощаются с гостями.)
Наталья Сумина, воспитатель ГБОУ
«Детский сад комбинированного вида №2250», г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии