"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
В студии детского телевидения «Семицветик»
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы
В конспекте показана возможность использования на занятии заимствованного из лингвистики технологического приёма «дидактический синквейн» для обогащения и актуализации словаря детей, уточнения содержания понятий и развития неречевых высших психических функций.
Цель: развитие речи дошкольников.
Обучающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас; закреплять навыки согласования прилагательных с существительными;
- упражнять в формулировании вопросов;
- формировать навыки составления описательных рассказов при использовании схемы для синквейна.
Развивающие задачи: развивать познавательные способности, монологическую и диалогическую речь, творческое воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедиа оборудование, экран, микрофон.
Демонстрационный материал: мультфильм «Лиса и заяц»; видеозаставки популярных телепередач; видеозапись «Футбольный мяч»; детское мыло, варежки; декорации к сказке «Лиса и заяц», детские костюмы.
Раздаточный материал: массажные мячи; схемы для составления синквейна; предметные картинки: майка, бочка, мишка, дом, зайчик, чашка; медали «Самый умный»; деревянные ложки, колокольчики, трещотки, бубен.
Ход занятия
(На экране заставка телепередачи «Новости». Дети собираются около педагога.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам принять участие в телевизионных передачах нашей студии игрового детского телевидения «Семицветик». Хотите быть моими помощниками? (Дети выражают готовность принять участие телепередачах. На экране появляется заставка телепередачи «Умники и умницы».)
Проходите в студию. Вы все будете участниками интеллектуальной викторины «Умники и умницы». (С детьми проводят игровое упражнение «Подбери слова в рифму». Дошкольники парами подходят к столу, берут по одной перевёрнутой вниз изображением картинке и подбирают слова, которые рифмуются с названием изображённого предмета.)
Воспитатель: Молодцы! Теперь внимательно послушайте, что я скажу. Книга читает девочку. Правильно ли составлено предложение? (Дети отвечают и обосновывают свои ответы.) Давайте поиграем! (С детьми проводят игровое упражнение «Что не так?». На экране появляются картинки, педагог называет «неправильную» фразу, например: сначала мы глотаем еду, а потом хорошо её разжёвываем. Дети по очереди составляют предложения правильно.)
Воспитатель: Все умники и умницы, каждый из вас получает медаль «Самый умный». (Детям вручают медали.) Теперь приглашаю вас на другую программу. (На экране появляется заставка телепередачи «Жить здорово».) Мы будем говорить о здоровье. Подскажите, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети: Гулять на улице. Делать гимнастику. Одеваться на прогулку по погоде. Мыть руки. Соблюдать режим дня. (Педагог демонстрирует слайд с изображением продуктов)
Воспитатель: Назовите, какие из этих продуктов полезны для здоровья. (Дети называют творог, рыбу, овощи, фрукты.) Давайте придумаем с помощью схемы синквейн об овсяной каше.
Вкусная, полезная.
Готовят, варят, едим.
Даёт силы, сохраняет здоровье.
Завтрак.
Воспитатель: Молодцы! (Педагог привлекает внимание детей к массажным мячикам.) Эти мячи-ёжики тоже помогут нам поддержать своё здоровье. Давайте сделаем массаж пальцев рук и ладошек. (Дошкольники выполняют упражнение с массажными мячиками «Мы в ладошки взяли «ёжик».)
Воспитатель: Мы сейчас послушаем детей из другой группы. (На экране заставка рекламы.) Они расскажут о предмете для спортивной игры. (Детям демонстрируют видеозапись рассказа о футбольном мяче. С помощью педагога они составляют вопросный план прослушанного сообщения: Что это? Какой он? Что с ним можно делать? Для чего это нужно? Где можно купить?) Давайте и мы с вами поучаствуем в рекламном выпуске. (Педагог демонстрирует детское мыло и варежки.) Кто хочет рассказать об этих предметах? (Двое детей по желанию составляют рассказы, другие дошкольники их дополняют.)
Воспитатель: Хотите показать своё умение читать стихотворение А. Барто «Наша Таня»? (На экране появляется заставка телепередачи «Минута славы».) Постарайтесь прочитать его весело, а потом грустно. (Двое детей читают стихотворение с разной интонацией.) Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте помочь мне, используя движения, жесты, мимику. (Дети с удовольствием выполняет задание.)
Уверена, что вы и танцевать очень любите. Давайте покажем движения русского народного танца. (Звучит русская народная мелодия «Ах, вы, сени, мои, сени»; дети выполняют движения, взяв ложки, колокольчик, бубен.)
Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли журналистов? (На экране заставка телепередачи «Диалоги о животных».) Будем учиться брать интервью о домашних животных. Спросить вы можете все, что вас интересует. Послушайте, какие вопросы я буду задавать. (Педагог с микрофоном подходит к ребенку.) Скажите, пожалуйста, есть ли у вас дома животные? (Ребёнок отвечает на этот и следующие вопросы.) Какое это животное? Как зовут вашего питомца? Как вы заботитесь о нем? Чем он любит лакомиться? Как вы играете с ним? Спасибо! (По желанию трое детей берут интервью у дошкольников и воспитателя.)
Воспитатель: Теперь самая любимая ваша передача. (На экране заставка телепередачи «Спокойной ночи, малыши».) Давайте вспомним, чем закончилась сказка про лису и зайца. (Детям демонстрируют фрагмент мультфильма «Лиса и заяц», затем они передают его содержание в игре-драматизации, выбрав роли.) Расскажите, пожалуйста, о петушке и лисе из этой сказки по схеме.
Разноцветный, умный.
Кукарекает, бегает, будит.
Мне нравится смелый петух.
Герой.
Рыжая, хитрая.
Бегает, охотится, ворует.
Хитрое, красивое, коварное животное.
Плутовка.
Воспитатель: Мне очень понравились ваше исполнение сказки и синквейны. Вы настоящие добрые друзья, как и герои сказки. Благодарю вас за помощь в проведении всех телевизионных передач!
Лариса Леонова, заведующая,
Надежда Фетисова, зам. заведующей по УМР,
Ольга Никишина, воспитатель
МКДОУ БГО Д/с № 21, г. Борисоглебск
Рекомендуем почитать
- Разработка и производство товаров для хобби и творчества
- Отечественная компания по производству деревянной игрушки
- Что такое доброта?
- Рыцарское воспитание
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии