"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
В поисках науки
Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, мы сегодня ждём необычного гостя. Пока мы его поджидаем, давайте выполним задание. Назовите правильно все предметы на карточках. А для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты? (Ответы детей. Воспитатель вспоминает с детьми правила поведения во время экспериментирования.)Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – не занятие, а экспериментальная лаборатория! Знаете ли вы, что делают в лаборатории? (Ответы детей.) Правильно, проводят опыты. А как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Учёные.) Да, ребята, учёные занимаются наукой! И мы сегодня ждём одну гостью из мира науки, но она задерживается. (Воспитатель берёт телефон и звонит гостье по громкой связи.)
Воспитатель: Добрый день! Это Королева Наука? Мы звоним вам из сада, где вас очень ждут ребята.
Королева Наука: Как хорошо, что вы мне позвонили. Что-то случилось с моим навигатором, и я не знаю, как до вас теперь добраться.
Воспитатель: Королева Наука, не переживайте. Мы с ребятами обсудим и обязательно найдём решение! (Воспитатель обсуждает с детьми варианты, подходят к идее, отправиться на её поиски самим.)
Воспитатель: Нам предстоит не близкий путь, предлагаю хорошо размяться! (Дети берут массажные коврики и выполняют на них спортивную разминку. После неё воспитатель предлагает разделиться на команды с помощью карточек с фигурами. Обе команды получают схему маршрута, где была Королева Наука. Задача каждой – пройти этот путь по своему маршруту, выполнить задания и получить конверты.)
Воспитатель: Возможно, выполняя задания, вы и встретитесь с Королевой Наукой. (Команда треугольников уходит в «Научную лабораторию», команда квадратов остаётся в своей группе – «Лаборатории затейников».)
Маршрут №1:
- Первая станция «Лаборатория затейников»: опыты «Кляксография», «Секретное письмо», «Математика в темноте». Дети получают конверты с буквами «Н» и «А».
- Вторая станция «Научная лаборатория»: опыты «Парящее колечко», «Волшебное поле», «Подводная лодка из винограда», «Где солёная вода», «Грязные ладошки». Дети получают конверты с буквами «У» и «К».
- Третья станция проходит для обеих команд в «Лаборатории затейников» – дети конструируют из LEGO замок для королевы и получают конверт с буквой «А».
Опыт «Секретное письмо»
Оборудование: альбомные листы, молоко, ватные палочки.Воспитатель: Ребята, а что если нам написать письмо Королеве Науке? Только сделаем мы это особым способом, с помощью молока.
Задание: обмакивая ватную палочку в стакан с молоком, написать или нарисовать ею что-то на листе бумаги. (Воспитатель отмечает, что высыхающее молоко перестаёт быть заметным на листе бумаги, и предлагает вернуться к письмам позже.)
Опыт «Математика в темноте»
Оборудование: альбомные листы, карандаши, чёрный картон в файле, на котором чёрным фломастером нарисованы геометрические фигуры (индивидуальные задания по числу детей), бумажные фонарики из светлого картона.Воспитатель: Ребята, вы любите заниматься математикой? А вы когда-нибудь занимались математикой в темноте? У нас как раз такая ситуация: геометрические фигуры спрятались в домиках, но в них нет света. А нам нужно посчитать их количество.
Задание: посчитать геометрические фигуры, записать их количество на листах бумаги, проверить, все ли фигуры нашлись. (Воспитатель обсуждает с детьми, с помощью чего можно рассмотреть фигуры в темноте, и предлагает бумажные фонарики, которые дети вставляют между картоном и плёнкой файла.)
Опыт «Волшебное поле»
Оборудование: магнитные игровые наборы с машинками, пассажирами, колечками.Учитель-эколог: Перед вами машинки с необычными пассажирами, которые ждут своих друзей. Они должны доставить им волшебные колечки.
Задание: нужно привезти колечки пассажирам, используя магнитные жезлы. Помогут нам научные знания о том, что магниты не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются. (Дети располагают магнит так, что машинка начинает ехать в противоположную сторону и достигает цели. Учитель-эколог поясняет, что мы не видим магнитное поле, но оно существует и приводит в движение машинку.)
Опыт «Грязные ладошки»
Оборудование: прозрачные столики для воды, бумажные ладошки, приклеенные на дно с внешней стороны, корица, жидкость для посуды.Учитель-эколог: Всем известно, что надо мыть руки, а зачем? А вы знаете, что это целая наука – гигиена – о содержании в чистоте своего тела. Перед нами мокрые ладошки, сейчас я их испачкаю (посыпаю корицей). С помощью чего можно их отмыть? (Ответы детей.)
Задание: набрать пипеткой мыло (жидкость для мытья посуды) и капнуть их на бумажные ладошки. (Учитель-эколог отмечает, что «грязь» мгновенно разбегается и ладошки вновь становятся чистыми. После выполнения всех заданий у детей на руках оказываются пять конвертов.)
Воспитатель: Сколько конвертов собрала каждая команда? Получается, что вы прошли весь путь Королевы Науки. Встретилась ли она вам на каком-то этапе? (Комментарий воспитателя: так как дети ожидали увидеть реального персонажа, которого они слышали по телефону, то на этот вопрос ответили отрицательно.)
Воспитатель: А что же у вас спрятано в конвертах? (Дети открывают конверты, обнаруживают буквы, из которых получается слово «наука».)
Воспитатель: Как вы думаете, что означает это послание? (Воспитатель обсуждает с детьми, что наука окружает нас всюду. И в каждом эксперименте, который сегодня делали дети, они также встречали науку. В этот момент входит Королева Наука.)
Королева Наука: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что помогли мне найти к вам путь! Как только вы сложили слово, мой навигатор сразу же определил вашу группу. Так я и поняла, где со мной уже знакомы и меня ждут. Вы столько экспериментов сегодня провели, как самые настоящие научные сотрудники! (Королева Наука посвящает детей в младшие научные сотрудники, вручая каждому из них тетрадь, где можно записывать свои собственные опыты и эксперименты. А дети показывают ей свои письма. Чтобы прочитать послания, Королева Наука проглаживает их утюгом и рассказывает детям, как тепло действует на молоко (оно темнеет). После этого она благодарит детей и уходит.)
Татьяна Митченкова, Наталья Показеева,
воспитатели, Юлия Писарик, учитель-эколог,
ДО АНО «Павловская гимназия»,
дер. Веледниково, Московская область
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Ёлочные игрушки из бусин
- Музеи финского Турку: там, где время пролетит незаметно!
- Пасхальный благовест
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии