"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
В гостях у Тобиаса
Цель: стимулирование у детей познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- закрепить у детей знания о Неньютоновской жидкости, её свойствах, способах её получения;
- познакомить с новым способом её получения, используя элементарные приёмы экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию разных видов интеллекта (сенсомоторного, социального);
- развивать умение находить общие и отличительные признаки, делать умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности;
- создавать условия для развития диалогической речи через взаимодействие друг с другом;
- побуждать к проявлению самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов;
- упражнять детей в слоговом и звуко-буквенном анализе и синтазе.
Ход деятельности
(Дети входят в групповую комнату в сопровождении воспитателя. У доски, на которой размещены химические формулы, таблица химических элементов Менделеева, стоит второй воспитатель в костюме учёного. Рядом находится стол с необходимыми для предстоящих экспериментов материалами и оборудованием. Учёный задумчив.)Воспитатель: Мы оказались с вами в гостях у знакомого вам Учёного Тобиаса. Он химик, а это его химическая лаборатория, в которой он проводит опыты и ставит химические эксперименты. Здравствуйте, дорогой Тобиас. (Дети тоже здороваются.)
Учёный: Здравствуйте. Рад вас видеть.
Воспитатель: Почему у вас такой задумчивый вид?
Учёный: Дело в том, что директор вашего детского сада поручила мне придумать и создать игрушку-подарок для каждого из вас и для детей из других групп. Игрушка должна менять свой внешний вид и, в тоже время, принимать своё исходное положение. Подскажите, что это может быть за игрушка? (Ответы детей.)
Учёный: Всё, что вы придумали, очень интересно. Но для реализации ваших проектов нужны учёные: физики, конструктора, программисты. Необходимы целые фабрики и заводы. Возможности моей лаборатории скромнее. Я смешиваю одно вещество с другим, происходит химическая реакция, в результате получается новое вещество или материал. Может вы согласитесь провести несколько опытов, в результате которых у нас получится игрушка-подарок. И мы сумеем выполнить поручение директора детского сада? (Дети дают согласие.)
Учёный: Но сначала я проверю ваши знания в области химии. (Дети переходят к передвижной доске в противоположном углу группы.)
Учёный: Я слышал, что вы уже познакомились с загадочной Неньютоновской жидкостью. Какие вещества нужно взять, чтобы получить её? (На доске вывешены таблички с названиями различных веществ, в том числе и необходимых для получения жидкости (вода и крахмал + краситель, соль). Дети читают и выбирают нужные.)
Учёный: Назовите, какие аналогичные жидкости, похожие на Неньютоновскую жидкость, существуют в природе? (Зыбучие пески, трясина в болоте.)
Ученый: Ну что же, пора переходить от слов к делу. Сейчас я приглашаю вас пройти к столам парами. Кто с кем в паре работает, вы знаете. Имена ваши написаны на табличках. Найдите табличку с вашим именем и именем вашего партнёра на одном из столов – это и будет ваше рабочее место. Помогите надеть друг другу фартуки. (Дети, выполнив указания, рассаживаются за столы. Учёный обращает внимание детей на плакат и поясняет, что для того чтобы работать в химической лаборатории, необходимо знать и выполнять правила безопасности. Дети, умеющие читать, по очереди читают.)
Учёный: Я сегодня спешил и забыл выложить на столы определённые предметы. Чтобы начать превращать что-то во что-то, они вам понадобятся. Их получит та пара, которая отгадает, что я загадал. (Тобиас загадывает каждой паре загадку (на слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез), дети отгадывают и забирают предмет.)
Учёный: Теперь полный порядок, и мы приступаем. (Можно предложить ребёнку комментировать действия Учёного). Сначала в контейнер выдавим из тюбика клей ПВА, добавим немного краски, чтобы придать цвет. Размешаем. Добавим ложку картофельного крахмала. Перемешаем. На что похоже содержимое контейнера? (На кашицу. Она липкая, но ещё не мылится.) Выльем один колпачок перекиси водорода, что придаст нашей игрушке тягучесть и пластичность. Вымешиваем. Содержимое стало похоже на что? (Ответы детей. Первая стадия достигнута.)
Учёный: Чтобы улучшить запах, добавим несколько капель эфирного масла, например, апельсина. Что мы с вами делали на предыдущем мастер-классе, чтобы достичь 2-3 стадии? (Досыпали больше крахмала.) А что сейчас надо ввести из того, что есть у вас на столах? (Ответы детей.) Капаем 2 капли «волшебной жидкости» – натрий тетраборат. Всё время перемешиваем, так как происходит химическая реакция. Обратного превращения в Неньютоновскую жидкость не будет. Что она напоминает теперь? (Лизуна.) Что предлагаете сделать, чтобы наш лизун отлеплялся от рук? (Добавим ещё 2 капли натрия тетрабората, вымешиваем.)
Учёный: Жидкость смело зачерпнём, (Дети берут жидкость и сжимают её в кулаке.)
В кулачке её сожмём,
Разожмём теперь ладошку, (Разжимают кулак, смотрят, как жидкость теряет свою форму.)
Превращается в лепёшку.
Пальцы ходят по дорожке, (Средним и указательным пальцами резко бегаем по поверхности жидкости.)
Громко чмокают сапожки.
Кулачком начнём стучать, (Сильно, резко стучим кулаком по поверхности жидкости.)
Можно даже покричать.
Пальцы медленно войдут, (Плавно, спокойно погружают пальцы в жидкость и резко выдёргивают.)
Резко вынырнут...
И тарелка в тот же час
Будет прыгать подле нас.
Пальцы медленно войдут, (Плавно, спокойно окунают пальцы и также спокойно вытаскивают обратно.)
Плавно вынырнут.
И стекает с рук
Наша жидкость – друг. (Неньютоновская жидкость стала более твёрдой.)
Учёный: Чем стала Неньютоновская жидкость? (Жвачкой для рук – hand gam. Детям даётся возможность и время поиграть. В ходе игры они описывают свойства игрушки.)
Учёный: Что за игрушку мы с вами сделали в моей химической лаборатории? Вы довольны полученным результатом? (Ответы детей.)
Елена Сайкина, воспитатель,
МДОУ № 2 «Жемчужинка»,
г. Дмитров, Московская область
Рекомендуем почитать
- Звёздные родители Голливуда
- Отзывы наших читателей
- Готовимся к школе - русский язык
- Хит-парад.Угадай-ка
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии