"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
В гостях у пчёлки Майи
Срок реализации: 2 года
Цель: развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
- развивать познавательные способности детей;
- развивать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение к окружающим;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, «тактильную» чувствительность;
- совершенствовать творческие навыки, умения экспериментировать;
- развивать усидчивость и аккуратность;
- стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка.
Ожидаемые результаты:
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научатся последовательно и точно передавать увиденное с учётом развития сюжета; сумеют выстраивать композиции на песке по образцу. После проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
Оборудование «педагогической песочницы»
1. Пластиковый прямоугольный поднос, дно и борта которых голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 3-5 см.
2. Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей-аллергиков.
3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
- лопатки, стеки;
- разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
- миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и прочее (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать); бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы;
- формочки «Castle Molds».
Организация игр-занятий с песком
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей). Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком – это может быть пчёлка Майя. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым – «рука в руке». Важно введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление.
2. Игра с пчёлкой Майей. Пчёлка Майя приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (её форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определённое движение).
Также дети с помощью Пчёлки Майи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице. Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Пчёлка хвалит каждого высказавшегося ребёнка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркёры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
- Лепка объёмных фигур.
- Вырезание формами (конструирование).
- Наполнение фигурных форм.
Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!».
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
- Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем высыпает в песочницу.
- Дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
- Перетирает песок между пальцами и ладонями.
- В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»
- Катает гладкий и массажный мяч.
- Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно – неприятно», «колючее – шершавое – гладкое».
Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Чудо – песочница», в гостях у пчёлки Майи.
Сентябрь1. Знакомство с песком. Свойства песка
2. Геометрические фигуры «Бусы»
Октябрь
3. Осень. Сбор урожая «Ёжик»
4. Осень. Сад-огород «Овощи и фрукты»
5. Осень. Лес «Грибы и ягоды»
6. Осень «Листопад», «Сова»
Ноябрь
7. Человек (части тела)
8. Домашние животные «Овечка», «Поросёнок»
9. Домашние животные «Кот»
10. Древний мир «Динозавры»
Декабрь
11. Зима. Зимние забавы «Снеговик»
12. Зима «Ёлка»
13. Узоры на песке «Орнамент»
14. Узоры на песке «Песочный круг»
Январь
15. Морской мир. Обитатели моря
16. Морской мир «Рыбка», «Кит»
17. Морской мир «Осьминог», «Медуза»
18. Морской мир «Морской лес», «Краб»
Февраль
19. Большая стройка. Строитель «Замок»
20. Транспорт «Машины»
21. Транспорт «Весёлый паровоз»
22. 23 февраля. Военный «Танк»
Март
23. Накрываем стол. Кулинар «Торт»
24. 8 марта «Цветы для мамы»
25. Накрываем стол «Бутерброд»
26. Части суток «Солнце и месяц»
Апрель
27. Небо. Лётчик «Вертолёт»
28. Космос. Космонавт «Ракета», «Комета»
29. Весна. Дикие животные «Медведь», «Заяц»
30. Лужок «Дерево», «Куст»
Май
31. Лужок. Насекомые «Бабочка–гусеница»
32. Лужок. Цветы «Цветочная поляна»
Светлана Мандрыгина, педагог-психолог,
МАОУ Д/с № 30 «Жемчужина» г.о. Город Лесной
Рекомендуем почитать
- Программа внеклассных мероприятий на космический год!
- «Детство-2018»
- Развивающие игры из дерева
- Вера Ильинична Ямпольская
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии